Особенности интерактивных технологий
- особенность интерактивных технологий заключается в обеспечении активного характера тех, кто учит, и тех, кто учится, на основе сотрудничества и сотворчества. Именно эту содержательную их характеристику необходимо максимально использовать и усиливать при разработке того или иного метода, операции, процедуры, которые лежат в основе педагогических технологий. К технологиям интерактивного обучения и исследователи и практики относят, прежде всего, диалогически-дискуссионные: дискуссия, диспут, «мозговой штурм», анализ конкретных ситуаций, лекция-диалог, проблемная лекция и др. В основе каждой из них лежит диалог, поскольку именно на нем базируется любое интерактивное обучение, и именно он способствует развитию вербальных и коммуникативных возможностей. Диалог также лежит в основе моделирования будущей профессии во всех формах такого моделирования.
- функции учебного диалога:
- передача информации, социального опыта, культурного наследия человечества адекватными средствами, в результате чего и формируется определенное мировоззрение;
- регулирование отношений, возникновение взаимопонимания как результата диалогической коммуникации;
- обеспечение саморегуляции и саморазвития личности на основе «Диалога с самим собой»;
- равноправное, априори безусловное принятие преподавателем студента как ценности и ориентация на индивидуальную неповторимость его, что приводит к взаимопроникновению, личностному обогащению.
- применения интерактивных технологий является то, что, с одной стороны, активно используются диалоговые технологии для формирования инклюзивной компетентности преподавателей, с другой, преподаватели сами учатся применять эти технологии при взаимодействии со студентами с особыми потребностями.
- на классификацию учебных диалогов, можно определить следующие основные типы учебного диалога:
- Диалог мотивационный.
- Диалог-интрига.
- Диалог-беседа.
- Диалог конфликтный.
- Диалог критический.
- Диалог нормативный.
- Диалог-актуализация.
- организации работы в малых группах целесообразно использовать определенные принципы кооперативного обучения:
- Позывная взаимозависимость (каждый участник обучения, который владеет учебным материалом и профессиональными умениями, стремится передать свои знания и умения другим).
- Взаимодействие поддержки (постоянный непосредственный взаимообмен знаниями).
- Индивидуальная ответственность путем оценки каждого участника другими членами группы.
- Умение совместно работать (установление доверительных отношений, продуктивное общение, конструктивное решение конфликтов).
- Групповая разработка результатов (обсуждение эффективности выполнения задач).
- занятий в малых группах основывается на соблюдении ряда необходимых педагогических условий.
- -первых, задачи, которые предлагаются для изучения и решения, должны быть максимально приближенными к характеру профессиональной деятельности, опыту работы группы.
- -вторых, задачи должны иметь креативный характер, что предполагает их решение на разных уровнях мастерства и сложности.
- -третьих, должна быть обеспечена, по возможности, постоянная ротация членов группы, что лишает стереотипности в работе, штампов во взаимодействии друг с другом и развивает способность к быстрой адаптации к относительно новым условиям и тону общения.
- -четвертых, необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу коллективного и индивидуального рефлексивного мониторинга успешности решения поставленных учебных задач.
- -пятых, позиция преподавателя-организатора обучения должна быть по своей сути позицией консультанта, который поддерживает, сопровождает процесс формирования новых знаний и опыта у тех, кто учится. Развитием технологии обучения в малых группах является мотивационно-ролевое моделирование профессиональной деятельности. На сегодняшний день в научной литературе накоплен большой объем теоретической и методической информации, посвященной указанной группе интерактивных технологий профессионального обучения.
- различные классификации игр, подходы к их подготовке и конструированию. Сам алгоритм проведения деловой игры имеет описание у каждого исследователя по-разному.
- положения, отражающие общепринятые научные подходы к моделированию и осуществлению учебной игровой деятельности:
- поведенческая коммуникация, то есть игра состоит из определенных действий, а не из готовых ответов, поэтому задумка и сюжет игры должны допускать реальные действия и реальное взаимодействие участников вокруг актуальной проблемной ситуации;
- проблемная игровая ситуация моделирует содержание, формы и методы социальной работы со студентами с ограниченными возможностями, особенности диалогического общения со студентами и процесс его раскрытия в игровой деятельности;
- конструирование и проведение игровых занятий должны повышать интерес участников к процессу работы, усиливать их вовлеченность в решение профессиональных задач, формировать способность наглядно представлять реальную ситуацию и определять стратегию собственных действий.
- этим особенностями целесообразным является алгоритм подготовки и проведения обучающих игр, который включает в себя такие последовательные этапы:
- -й этап - подготовительный. На этом этапе руководитель игры выбирает реальную проблемную ситуацию, которая может возникнуть в процессе профессионального общения со студентами. Важно, чтобы сама ситуация предполагала проведение участниками игры определенной совокупности действий, поступков, поведенческой и эмоциональной реакций. Далее продумывание ситуации должно быть сценарным, действие каждого участника игры должно быть расписанным в виде конкретных игровых конструкций.
- началом игры проводится активное инструктирование каждого из участников игры, распределяются роли, даются ответы на возможные вопросы.
- этап - это ход игры. В начале, необходимо уделить внимание созданию благоприятной игровой атмосферы. Необходимость этой процедуры в алгоритме игры обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, не все участники с пониманием относятся к игровому моделированию как к наиболее продуктивной и производительной технологии обучения. Наличие в малой группе одного-двух критически или иронически настроенных участников может существенно повлиять на ход игры и снизить ее эффективность;
- во-вторых, отсутствие навыков театральной педагогики, умения воплотиться, сыграть роль от первого лица достаточно часто приводит к тому, что игрок невольно выходит из роли и начинает действовать со стороны, от третьего лица. Это нарушает замысел и ход игры, приходится организатору игры вмешиваться и возвращать участников в игровую атмосферу.
- игры обязательно должен настроить всех участников игры на деловой ряд, напомнить о необходимости придерживаться главного игрового правила - действовать от первого лица так, как действует человек в реальной жизни.
- после этого участники приступают к игре, проигрывая ситуацию, пытаются найти наиболее эффективные пути ее решения, действуя при этом только от первого лица.
- в это время наблюдают за действиями исполнителей ролей, акцентируя внимание на следующих моментах:
- насколько естественно и убедительно выполняются роли;
- насколько профессиональными являются действия, монологи, аргументы;
- как глубоко участники игры понимают, к какому результату они должны прийти;
- какие возможные ошибки допускаются исполнителями ролей (лишняя театрализация, неумение вести диалог, непонимание сущности своей роли и др.).
- этап - анализ игры. Его роль не менее значительна, чем сама игра, и часто по времени он длиннее, чем ход игровых действий. Эта роль объясняется тем, что при анализе действий каждого из исполнителей игры, каждым из экспертов озвучивается большое количество вариантов развития событий, подходов к решению ситуации, выявляются типичные недостатки. Это позволяет всем членам малой группы всесторонне увидеть ситуацию, оценить ее, сформировать личностную позицию относительно проблемы, которая изучается. Эффективность такого обучения, как показывает практика, более высокая, чем традиционные формы и методы.
- из наиболее креативных технологий интерактивного обучения является метод проектов.
Разрабатывая проектную технологию, необходимо исходить из следующих педагогических условий, которые сформированы в педагогической науке.
Первым таким условием выступает наличие в проекте творческой проблемы или задачи, для решения которой требуется интегрированное знание и опытный поиск, хотя такое условие может касаться всех технологий интерактивного обучения. В таком случае задумка любого педагогического проекта должна предусматривать проведение исследовательских процедур, творческого многостороннего поиска, использование достаточно большого фонда научных знаний.
Вторым педагогическим условием является теоретическая, практическая и познавательная значимость результатов проекта, которые ожидаются. Это означает, что результат проекта должен представлять собой оформленное соответствующим образом новое научное знание и новые в практическом контексте методические рекомендации.
Третьим педагогическим условием выступает условие самостоятельной работы авторов проектной работы. Это означает, что, если участники выполняют проект в малых группах, в парах или целой группой, они сами организуют свою деятельность на основе обсуждений, совместного планирования, достижения консенсуса. Роль преподавателя, который организует обучение, заключается в координации и консультировании исполнителей проекта, но не как организатора, или контроллера.
Четвертым условием является четкая структурированность проекта. Авторы проектной работы должны четко выделять каждый этап работы, но не менее четко сформулировать, какие конкретные результаты должны быть достигнуты в конце каждого из этапов. Не менее важным является и четкое распределение работы внутри малой группы; времени выполнения порученной работы; совместное подведение итогов после выполнения каждого из этапов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)