Технологии формирования инклюзивной компетентности
Субъектами социальной работы со студентами с особыми потребностями выступают как преподаватели, работающие с этой категорией студентов, так и кураторы академических групп, представители ректората и деканатов, социальные службы и общественные организации вуза.
Следовательно, необходимо формировать инклюзивную компетентность всего научно-преподавательского коллектива с учетом специфики профессиональной деятельности каждого из его членов. Для организации и координации процесса формирования их инклюзивной компетентности создан Центр социальной инклюзии как структурное подразделение вуза. Одной из самых важных его задач является подготовка научно-педагогических и других работников вузов к работе со студентами с ограниченными возможностями разных нозологий.
Объектами формирования инклюзивной компетентности выступают научно-педагогические работники и сотрудники вузов, которые отличаются как по уровню профессиональной квалификации и опыту работы, так и по характеру и содержанию профессиональных обязанностей. Это по своей форме должно стать повышением профессиональной квалификации, своеобразным элементом последовательного педагогического образования со всеми характерными для него особенностями курсовой подготовки, межкурсовой самостоятельной работы, консультаций, самообразования.
В то же время, учитывая специфику содержания обучения, которая обусловлена необходимостью формирования инклюзивной компетентности у всех субъектов инклюзивного мира в разном объеме, с акцентом на различные ее структурные компоненты, организация педагогической подготовки преподавателей в Центре социальной инклюзии основывается на технологии научно-методического сопровождения. Понимание научно-методического сопровождения как относительно новой педагогической категории состоит в том, что его рассматривают как профессиональное педагогическое взаимодействие субъектов инклюзивной образовательной деятельности, необходимыми условиями которой являются добровольность и партнерство; отличительными особенностями - личностный и профессиональный рост всех участников учебно-воспитательного процесса; а результатом - качественно новый уровень сформированности инклюзивной компетентности.
Научно-методическое сопровождение как технология формирования инклюзивной компетентности дает возможность организаторам обучения овладеть позицией субъекта инклюзивного образования, выбрать определенный вариант сопровождения по направленности, содержанию, форме, методам или срокам проведения.
Технология научно-методического сопровождения позволяет включить в экспериментальную деятельности широкий круг специалистов, обеспечить формальную непрерывность процесса формирования инклюзивной компетентности преподавателей и сотрудников вуза.
Основы использования технологии научно-методического сопровождения в практике работы Центра социальной инклюзии:
- демократичность - возможность учета различных подходов, точек зрения, коллегиальность в принятии определенного решения;
- ситуация выбора - создание нескольких вариантов программ, моделей деятельности, методик, которые будут обеспечивать предпосылки для сознательного выбора;
- самореализация - раскрытие личностного потенциала каждого участника инклюзивного педагогического процесса;
- сотворчество - совместная деятельность субъектов, стремящихся достичь новых количественных и качественных результатов;
- синергетичность - нелинейность, нестабильность как процессуальные характеристики и самоорганизация системы научно-методического сопровождения.
- научно-методического сопровождения обосновывает теоретические представления об устройстве и реализации общего технологического подхода к формированию инклюзивной компетентности преподавателей высшей школы. Обоснование содержания конкретных педагогических технологий требует уточнения понятия «педагогические технологии», его сущностных характеристик, целей и научных подходов.
- научно-педагогической литературе используются термины «педагогические технологии», «технологии обучения», «инновационные технологии», «психотехнологии» и ряд других. Выходным, по мнению большинства ученых, является понятие «педагогическая технология». Его общепринятое определение в отечественной и зарубежной педагогике пока не сформулировано. Это вызвано как различиями в научных подходах, так и масштабами и разнообразием педагогической деятельности: от проектирования и проведения конкретного учебного занятия и решения конкретной воспитательной ситуации, до кардинального технологического обоснования профессионального образования нового развивающего типа.
Принципы организации обучения в соответствии с формированием инклюзивной компетентности преподавателей:
- Принцип коммуникативного взаимодействия. Он предусматривает презентацию и совместное обсуждение участниками обучения созданных ими продуктов. Интерактивность в процессе коммуникативного взаимодействия позволяет субъектам и объектам обучения активно взаимодействовать, общаться, свободно выражая свои мысли и определяя чужие. С целью привлечения эмоциональной реакции преподавателей после завершения определенного этапа обучения целесообразно предоставить им возможность выразить впечатление от работы, коллективно обсудить и оценить задачи, над которыми они работали.
- Принцип внутренней свободы личности. Этот принцип реализуется путем предоставления преподавателям возможности почувствовать потребность в самореализации в новом для них направлении профессиональной деятельности, которым является инклюзивное образование. Принцип также осуществляется с помощью дифференцированных творческих задач, педагогических проектов, сложность которых преподаватель может выбрать сам согласно своим способностям и интересам с последующей самостоятельной постановкой творческих задач, деятельностью по собственной инициативе.
Субъектами учебной деятельности педагогических сотрудников и преподавателей вузов выступают: ведущие ученые вузов, изучающие проблемы инклюзивного образования, специально подготовленные специалисты Центра социальной инклюзии, специалисты государственных и общественных организаций, занимающиеся проблемами реабилитации лиц с особыми потребностями, специалисты зарубежных центров и отечественных высших учебных заведений.
Технологии формирования инклюзивной компетентности преподавателей можно классифицировать на две группы. Первая группа технологий отражает совокупность операций и процедур, которые характеризуют особенности организации и проведения лекций и семинарских занятий с преподавателями. Вторая группа педагогических технологий содержит в себе современные интерактивные технологии обучения, которые максимально обеспечивают активный характер взаимодействия участников учебного процесса на основе сотрудничества и сотворчества. Именно эти технологии составляют практическую основу для обучения и повышения квалификации преподавателей и сотрудников вуза. К ним относятся методы учебного диалога: дискуссии, диспуты, «мозговой штурм»; ролевые и деловые игры как оптимальные способы моделирования профессиональной деятельности со студентами; метод учебных проектов и кейс-метод. Каждый из них имеет свою специфику, которая отображает как содержание социально-педагогической работы со студентами, которую осуществляют преподаватели, так и высокий уровень общепедагогической подготовки учащихся.
Лекция - это традиционная академическая форма обучения. Лекция должна иметь развивающий профессиональный характер. Технология проведения лекции ориентируется на сотрудничество лектора и аудитории, создает основу для организации их кооперативной деятельности.
Лекционные занятия должны быть построены на основе опережающего характера, учитывая специфику профессиональной деятельности преподавателей, работающих со студентами с особыми потребностями.
Технологические приемы построения лекции:
- Обеспечение мотивации слушателей не за счет изложения актуальности темы лекции, а благодаря совместному со слушателями определению противоречий между их знаниями, представлениями о сущности проблемы лекции в соответствии с их профессиональной деятельностью и необходимости качественного выполнения профессиональных обязанностей, связанных с взаимодействием со студентами с особыми потребностями.
- Создание проблемной ситуации через формулировку гипотезы исследования, и решение проблемной ситуации. Иными словами, изложение лекции строится как поэтапное и логическое доказательство определенных в начале предположений. Это позволяет концентрировать внимание слушателей, формировать у них умение находить пути решения учебных и профессиональных проблем.
- Определение совместно со слушателями совокупности основных вопросов лекции в виде исследовательских задач, которые должны быть решены в процессе лекционного занятия. Такой прием позволяет привлечь слушателей в процесс творческого восприятия текста и формировать у них креативное мышление.
- Формулировка выводов по всем рассмотренным вопросам проводится каждым слушателем самостоятельно, после чего выводы коллективно обобщаются, и согласуется общая итоговая позиция по изученным учебным материалам. Это позволяет формировать у слушателей критичность и умение отстаивать свои взгляды и одновременно толерантность по отношению суждений своих коллег.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)