Механизмы становления в сознании и поведении студента ценностных ориентаций
Вопросом, который имеет большое значение в разработке педагогических технологий социально-педагогической работы со студентами с особыми потребностями в контексте образовательной деятельности, является изучение механизмов становления в сознании и поведении студента ценностных ориентаций и в них, прежде всего, - ценности другого человека. Поэтому в качестве образовательной деятельности преподавателей рассматривается достижение такой организации совместной деятельности студентов с особыми потребностями и здоровых коллег, которая обеспечивает возможность формирования у последних ценностно-значимых социальных проявлений, обогащает их личный опыт жизненно необходимым содержанием, создает адекватную картину мира.
Приступая к коррекции качества жизни студентов с особыми потребностями, необходимо исходить из представления, что психическое и физическое здоровье взаимосвязаны, и если человек имеет определенные отклонения в психической сфере, то это, безусловно, негативно отражается на его физическом функционировании. Это находит подтверждение, когда у студентов с отклонениями в психической сфере выявляется снижение работоспособности, повышенная утомляемость как проявления недостаточного обеспечения жизненных потребностей относительно активного образа жизни, достижения собственных целей, адекватного взаимодействия с коллегами и преподавателями.
Для коррекции психической сферы качества жизни необходимо придавать значение развитию положительных эмоций, оптимизма, доброжелательности, что положительно влияет на отношения с коллегами. Это предусматривает проведение тренинговых занятий, направленных на оптимизацию отношений между здоровыми студентами и студентами с особыми потребностями и формирование уверенности в себе, эмпатии в общении. Большое значение придается также предупреждению конфликтов между студентами, что достигается проведением индивидуальных консультаций по обучению студентов преодолевать негативные качества своего характера, воспитанию уважения к людям, вежливости, скромности, тактичности, толерантности. Поэтому социально-педагогическая работа направлена на создание возможности для коммуникации, построения отношений в коллективе, ролевого функционирования в качестве полноценных членов коллектива.
Итак, коррекция саморегуляции поведения, активизация намерений к самоактуализации, формирование социально значимых ценностных ориентаций и качества жизни требует направления социальной работы на квалифицированное психологическое сопровождение студентов с особыми потребностями с дифференцированным применением психокоррекционных мероприятий.
Разрабатывая педагогические технологии социальной работы, следует отметить, что важной стратегией формирования психологической готовности студентов с особыми потребностями к активному и продуктивному функционированию в инклюзивном образовательном пространстве является тьюторство - забота наставника об индивидуальном формировании личности студента, используя персонифицированные средства обучения, воспитания и развития.
Создание в инклюзивном образовательном пространстве условий для социального развития студентов с особыми потребностями путем введения тьюторства, предполагает, прежде всего, развитие у самих студентов просоциального поведения и субъектности. Основным направлением в этом выступает расширение в ходе тьюторской помощи сферы социального взаимодействия студентов, а именно овладение ими новыми видами деятельности, обогащение круга их общения. Благодаря общению студенты обмениваются опытом, знаниями, реализуют свои потребности во взаимодействии и взаимопонимании со здоровыми коллегами. Студент с особыми потребностями в этих условиях выступает уже не только потребителем тьюторских услуг, но и полноценным участником образовательного процесса благодаря развитию субъектности. Основой процесса развития субъектности служит ситуация выбора, поэтому большое значение имеет насыщение общения и деятельности студента ситуациями выбора, когда студент должен осознанно принимать решения, что в целом способствует развитию субъект-субъектного взаимодействия в академической группе, овладению различными способами решения проблем, которые возникают в процессе общения в коллективе.
Наряду с привычными путями расширения социального опыта студентов с особыми потребностями, условия инклюзивного обучения предоставляют студенту особые возможности развития субъектности через включение в систему тьюторской волонтерской деятельности, которая сопровождает процесс развития субъектности студента относительно его привлечения к различным видам помощи людям с инвалидностью.
Изучая включение студентов с особыми потребностями в социальную и культурно-образовательную сферу в ходе тьюторской помощи, уделяется внимание мотивации молодежи с особыми потребностями к получению высшего образования, уверенности в возможности достижения успехов, понимания ценностей образования, отношения к уровню и качеству собственного образования как непрерывного процесса в течение всей жизни. Выясняется желание студентов активно участвовать в культурно-развлекательных мероприятиях, научной работе, самореализовываться во всех сферах жизни.
В качестве индикаторов включения в экономическую сферу используются:
- способность оценивать и решать собственные экономические проблемы;
- мотивация к честному труду как основы экономического благополучия;
- способность экономно тратить деньги;
- использование социальных привилегий и льгот;
- включенность во внеучебную оплачиваемую деятельность.
- студентов в экономическую сферу жизни способствует получению профессий, которые пользуются спросом на современном рынке труда в условиях дефицита в стране квалифицированных работников социального профиля, формированию умения экономить и рационально тратить деньги, формированию готовности добросовестно и качественно выполнять профессиональные обязанности и принимать участие в благотворительных акциях.
- определении ресурсного потенциала к включению студентов в правовую сферу жизни определяется:
- наличие знаний о правах людей с особыми потребностями;
- работа с законодательством в сфере социальных услуг;
- льготы для людей с особыми потребностями и возможность воспользоваться ими.
- использованные возможности относительно повышения правовой грамотности, знания об основах социальной инклюзии, принципы, нормы и требования инклюзивного обучения. К индикаторам включения в правовую сферу относятся:
- наличие знаний о законодательном обеспечении прав детей и молодежи с особыми потребностями;
- правовые нормы обеспечения высшего образования молодежи с особыми потребностями;
- отечественные нормативно-правовые акты по внедрению инклюзивного обучения;
- льготы и социальные выплаты молодежи с особыми потребностями в период обучения;
- правовая защищенность.
- полноценного включения студентов в правовую сферу общества проводятся мероприятия, направленные на повышение их правовой грамотности и общественно-политической активности, в частности, участие в избирательных кампаниях.
- такого типа мероприятий, в основном, получают удовольствие от общения с большим количеством людей и появления новых знакомств. Для повышения правовой грамотности студентов, проводятся тренинги по повышению правовых знаний на основе глубокого изучения обработки законодательных актов.
- инклюзивного образовательного пространства заключается в тесном сотрудничестве педагогических коллективов общеобразовательных школ и вузов инклюзивного направления с предоставлением информации о трудностях в обучении абитуриентов с особыми потребностями, их профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в вуз, планированием и проведением учебно-воспитательных мероприятий.
- роль в педагогической технологии составляет организация совместных поисков педагогическими коллективами оптимальных направлений и методов социально-педагогической работы и динамического конструирования эффективных форм взаимодействия с социальной инфраструктурой, общественными молодежными организациями и местными органами законодательной и исполнительной власти. В технологии большое значение придается профессиональной ориентации и подготовке к поступлению в вузы учащихся с особыми потребностями, как одному из действенных механизмов преодоления нерешительности и неуверенности в себе и содействия квалифицированному и мотивированному выбору профессии.
- планировании социально-педагогической работы в инклюзивном образовательном пространстве рамки деятельности не ограничиваются учебным заведением, а распространяются на социальную инфраструктуру микрорайона, государственные учреждения, семью, улицу. Задачей этой работы является организация помощи молодежи с особыми потребностями в формировании навыков и умений самопознания, целесообразного развития, усвоения норм социального поведения, гармонизации внутриличностных и общественных интересов, построении общепринятого стиля отношений с окружением. Опыт показывает, что вузы, в которых учатся студенты с особыми потребностями, обычно принимают недостаточное участие в профориентационной работе и подготовке к поступлению абитуриентов с особыми потребностями. Это приводит к ошибкам в выборе адекватной профессии и ставит в неравные условия молодежь с особыми потребностями со здоровыми сверстниками в конкурсном тестировании при вступлении в вуз. В соответствии с этим важным направлением деятельности специалистов Центра социальной инклюзии определяется работа с абитуриентами с особыми потребностями. Для решения этой проблемы в институте ежегодно готовится бюллетень для абитуриентов с особыми потребностями, в котором приводится информация об условиях для обучения студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, об информационном обеспечении студентов с нарушениями зрения и слуха, и существующие возможности получения оздоровительных и реабилитационных услуг. В бюллетене даются разъяснения о необходимых документах для поступления в вуз, права и обязанности и правила поведения студентов с особыми потребностями.
Приемная комиссия института рассылает бюллетень в начале года в локальные информационно-консультационные центры в районах. Маломобильных абитуриентов посещает дома специалист Центра социальной инклюзии, который дает необходимые пояснения и подтверждает намерение института сотрудничать с абитуриентом. В сложных случаях для оказания консультативной помощи привлекаются профильные специалисты Центра социальной инклюзии. Для маломобильных абитуриентов и студентов с особыми потребностями в каждом районном центре созданы локальные информационно-консультационные центры, которые обеспечены мультимедийным компьютерным учебным классом. Класс подключен к сети Интернет и оснащен компьютерами с синтезаторами речи, диктофонами; библиотекой с комплектами конспектов лекций на бумажных носителях и аудиодисках, мультимедийными курсами и пособиями. Также информационно-консультационные центры обеспечены кабинетом физической реабилитации.
Центр социальной инклюзии обеспечивает координацию связей маломобильных абитуриентов и студентов с особыми потребностями дистанционной формы обучения со специалистами мультидисциплинарной команды и профильными кафедрами.
Для участия в профориентационной работе и подготовке к поступлению абитуриентов с особыми потребностями в вузы Центрами социальной инклюзии совместно с кафедрами формируется команда волонтеров из числа наиболее подготовленных студентов, в том числе студентов с особыми потребностями.
Координатор связей и студенты-волонтеры на базах локальных информационно-консультационных центров помогают абитуриентам адаптироваться к новой среде, ритму жизни в институте, консультируют по вопросам профориентации, обучают компьютерным технологиям, технике пользования системой Интернет. По результатам собеседования абитуриентов зачисляют на подготовительное отделение института и на базе Центра социальной инклюзии или локального информационно-консультационного центра силами преподавателей кафедры общеобразовательных дисциплин проводится их подготовка по программе средней школы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)