Экономическая эффективность инклюзивного образования и ресурсы для ее внедрения
Для всех образовательных систем решающим вопросом является стоимость образования - в частности, вопрос о создании образовательных учреждений для всех детей, которые должны учиться. Довольно часто ошибочно считается, что образование требует больших расходов, тогда как для того, чтобы учить всех детей, необходимы лишь незначительные приспособления.
По данным многочисленных исследований, инклюзивное образование является не только экономически-эффективным, но и рентабельным, притом равенство способствует достижению отличных результатов.
Страны мира, которые ввели практику инклюзивного образования, имели возможность убедиться в нецелесообразности параллельного существования различных систем управления, организационных структур и услуг, и признать вариант специальных школ нереальным с финансовой точки зрения. Например, можно утверждать, что национальные бюджеты часто ограничены, официальная помощь на целевое развитие отсутствует, а родители не могут позволить себе прямо или косвенно оплачивать расходы, связанные с образованием своих детей. Семьям учащихся с инвалидностью или особыми потребностями часто приходится решать, что для них является приоритетом: отдать ребенка в обычную школу, оставить его дома или отдать в специальное заведение, чтобы впоследствии дать ему возможность самостоятельно работать и жить. Поэтому инклюзивное образование может считаться слишком дорогим для правительств, учреждений и даже родителей.
Финансовая поддержка, необходимая для достижения «образования для всех», составляет:
- сумму, которой хватило бы на четыре дня военных действий всех стран мира;
- половину суммы, которая ежегодно тратится на игрушки в Соединенных Штатах Америки;
- меньше той суммы, которую европейцы ежегодно тратят на компьютерные игры или на минеральную воду;
- менее 0,1 процента ежегодного валового национального продукта всех стран мира.
Однако, рассматривая общество как целостную систему, более уместно задать вопросы о расходах общества в тех условиях, когда оно не предоставляет образование всем детям. В таком контексте становится понятно, что наиболее рентабельным является обеспечение образования для всех детей. Ведь образование является той основой, от которой зависит выживание человечества и развитие нации. Это важная инвестиция, где компромиссы недопустимы. Поэтому вместо того, чтобы сосредотачиваться на сокращении расходов, правительствам необходимо изучить пути минимизации бесполезного расходования ресурсов и способы оптимального их использования для повышения экономической эффективности образования.
В странах с недостаточными ресурсами был разработан ряд мероприятий, направленных на распространение инклюзивного образования. К ним относятся:
- каскадные модели профессионального развития на основе подготовки тренеров;
- установление контактов между студентами университетов и школами для прохождения педагогической практики в пределах допрофессиональной подготовки;
- реорганизация специальных учебных заведений в ресурсные центры для оказания профессиональных консультаций и поддержки объединениям обычных общеобразовательных школ;
- развитие потенциала родителей и привлечение ресурсов общества;
- привлечение самих учащихся к программам «равный - равному»;
- формирование классов, в которых учатся дети разных возрастов и с разными способностями.
Обеспечение школьного образования для всех детей, которые должны учиться, и предоставление дополнительной поддержки тем, кто сталкивается с трудностями, должны уменьшить необходимость тратить большие средства на повторное обучение таких лиц в школах или на курсах и значительно сократить расходы общества на поддержку этих лиц в дальнейшей жизни.
Бережное использование имеющихся ресурсов является межотраслевой темой: то, как осуществляется управление использованием ресурсов, влияет на политику и стратегии, структуры и системы и практическую деятельность.
Поэтому важно наладить деловые отношения между правительствами и другими потенциальными партнерами по финансированию развития инклюзивного образования. Например, единый подход к финансированию услуг в сфере образования является важным шагом вперед в этом направлении. В то же время значительный объем средств можно найти благодаря повышению рентабельности образования. Институциональная среда, в которой осуществляется расходование государственных средств, требует значительно большего внимания. Это предполагает оптимизацию использования финансовых средств с целью достичь лучшего соотношения затрат и выгод - то есть расходов на образование и получаемых результатов.
Обеспечение ресурсов, направленных на оказание поддержки всем ученикам, является еще одной межотраслевой темой. Сюда относятся те ресурсы, которые служат приложением к тому, что может школьный преподаватель выделить своим ученикам. Однако наиболее важной формой поддержки является информация, предоставляемая из ресурсов, имеющихся в распоряжении каждой школы. Речь идет о детях, оказывающих поддержку детям; преподавателях, оказывающих поддержку преподавателям; родителях, как партнерах в процессе обучения своих детей; общине, которая оказывает помощь школе и другим центрам обучения. Объединение усилий (и человеческих ресурсов в том числе) должно стимулировать развитие инклюзивного образования.
Итак:
- Внедрение процесса инклюзии в качестве руководящего принципа требует осуществления важных изменений и преобразований в системе образования, а также в обществе. Этот процесс часто подвергается ряду проблем. В частности, к ним относятся: дискриминационное отношение и взгляды; отсутствие понимания и необходимых навыков; ограниченные ресурсы; ненадлежащая организация.
- Принятие изменений, которые влекут за собой процесс инклюзии, является частью процесса обучения. Это означает, что школы должны способствовать созданию такой среды, в которой преподаватели учатся на уже накопленном опыте, а их ученики должны учиться на основе выполнения задач и видов работ, в которых они участвуют. Преподаватели, которые могут подтвердить, что они учатся в классе, скорее всего будут способствовать успешному обучению своих учеников.
- Существует несколько важных факторов, которые способствуют успешному осуществлению изменений, а именно: ясность цели, реальные задачи, мотивация, поддержка и оценка. Переход к инклюзии является постепенным процессом, который должен основываться на четко сформулированных принципах, охватывающих развитие всей системы. Для того, чтобы уменьшить количество барьеров, преподавательскому составу и другим заинтересованным сторонам нужно принять определенные меры, которые должны охватывать всех жителей местной общины, местные органы образования и средства массовой информации. Некоторые из этих мер включают: мобилизацию общественного мнения; достижение консенсуса реформирования законодательства; проведение анализа ситуации на местах и оказание поддержки местным проектам.
- Некоторые аспекты изменений можно эффективно измерить. К таким измеряемым показателям относятся: непосредственные выгоды для учащихся; более широкое влияние на стратеги, практические методы, идеи и убеждения; активное участие учащихся; послабление дискриминации (например, гендерного признака, инвалидности, принадлежности к меньшинству и т.д.); укрепление партнерских отношений и развитие сотрудничества между министерствами на национальном и местном уровнях управления, а также на уровне общины; создание и укрепление системы образования; совершенствование технологии и педагогики с целью охватить всех учащихся.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)