Социальная инклюзия в общественно-активной школе
Все люди имеют основные потребности, которые необходимо удовлетворить для того, чтобы разные люди имели чувство собственной реализации. Такие основные потребности, как в еде, воде и жилье, необходимые для нашего существования. Также можно легко понять, что если человек плохо питается, не занимается спортом, то это может иметь плохие последствия для его здоровья и способности нормально функционировать в других сферах жизни. Если мы понимаем, кто мы, что делаем и для чего, это добавляет нам сил в жизни. Ощущение ненужности или выполнения каких-то бессмысленных задач подавляет мотивацию и самооценку. Ощущение принадлежности, любви, дружбы и хороших отношений с другими обогащают нашу жизнь. Чувство одиночества и отчуждения могут оказать негативное влияние на все сферы нашей деятельности.
Образование помогает удовлетворить наши потребности в обучении и развитии. Но если мы сосредотачиваемся только на одном за счет всего остального, то это не повышает общее качество нашей жизни. Инклюзия означает удовлетворение всех этих потребностей и повышение общего качества жизни. «Школы должны быть открытыми для всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых особенностей» - провозглашает Саламанкская декларация. Именно общественно-активные школы обеспечивают участие всех детей в жизни большого сообщества и успешную социализацию. Ценность модели общественно-активной школы - ее адаптированность.
Существует девять стандартов для общественно-активных школ, которые помогают школам определить их лучшие практики и определить пути для дальнейшего развития.
- лидерство;
- партнерство;
- социальная инклюзия;
- услуги;
- волонтерство;
- обучение в течение всей жизни;
- развитие общества;
- привлечение родителей;
- школьная культура.
Для стандарта «Социальная инклюзия» (как и для всех остальных) разработаны ключевые критерии. Таких критериев четыре.
Критерий 1: Учителя моделируют и поддерживают ценности и образ поведения, которые бы обеспечили соблюдение прав человека и социальную инклюзию всех меньшинств
- Учителя используют различные учебные материалы, которые отображают разнообразие и уважение к человеку.
- Учителя развивают у учащихся умение сотрудничать, договариваться и критически мыслить.
- Работники школы адаптируют и модифицируют учебную среду в соответствии с потребностями и интересами учащихся и их родителей.
- Развитие чувствительности учащихся к неравноправию в классе и местных сообществах, умений отстаивать равенство прав.
- Использование про-активных методов борьбы с имеющимися стереотипами.
- Поощрение учащихся к рефлексии относительно собственных стереотипов и предубеждений.
Критерий 2: Социальная инклюзия является неотъемлемой частью школьной политики и практики
- Школа имеет четко описанную политику, о которой сообщает ученикам, представителям общества и другим организациям и подчеркивает доступность обучения и социальной справедливости.
- Школа обеспечивает надлежащие тренинги и оказывает поддержку работникам, родителям, волонтерам и членам сообщества на основе многообразия и равенства.
Критерий 3: Службы и приложения доступны для различных групп
- Школьное оборудование является максимально доступным для людей с особыми физическими потребностями (пандусы, специально оборудованные туалеты).
- Школа предлагает дополнительную помощь в переводе материалов для представителей национальных меньшинств (если это необходимо).
Критерий 4: Школа активно провозглашает равные права на качественное образование для всех членов местного сообщества
- Применение особых мер, если обнаруживается определенная группу, которая не реализует в процессе обучения всех своих возможностей или не участвует в организованных услугах.
- Инициирование и реализация специальных проектов, направленных на повышение общественной осведомленности в вопросах равенства.
- Реализация проектов, направленных на помощь меньшинствам использовать весь свой потенциал.
- Поощрение участия представителей меньшинств в обществе (люди с особыми потребностями работают как волонтеры и т.д.)
В ходе реализации Международного проекта «Качественное развитие общественно-активных школ: оценка влияния международных стандартов» пилотными общественно-активными школами было с выяснено, что:
- вопрос инклюзии мало изученный;
- проблем с нарушением прав в учебных заведениях не было, но и определенного внимания этому аспекту работы общественно-активных школ не уделяется;
- в учебных заведениях для людей с особыми потребностями нет соответствующих условий.
Однако сопоставление результатов самооценки общественно-активных школ по Стандартам позволяет увидеть положительную динамику.
Что касается стандарта «Социальная инклюзия», то через год после первой попытки оценить степень развития этого направления деятельности наблюдаются заметные изменения в понимании участниками оценки понятия «инклюзия». Во многих школах сделали собственными силами пандус. Проведение различных мероприятий стало более доступным для различных групп учащихся, представителей общественности и тому подобное. Все это привело к изменению в оценке степени развития стандарта «Социальная инклюзия».
Вызовы инклюзивного образования
Существуют определенные вызовы инклюзивного образования, когда на пути людей возникают препятствия для обучения и полноценного участия в школьной и общественной жизни. Эти препятствия можно обнаружить как в школе, так и в местном сообществе, а также в региональной или национальной политике. Барьеры также возникают при взаимодействии учащихся с несоответствующим их потребностям содержанием и методами образования. Все эти проблемы могут сделать школу гораздо менее доступной для всех учеников и уменьшить степень их участия в школьной жизни.
Три главные сферы, где возникают препятствия:
- Окружающий мир (прежде всего - недоступные здания и услуги).
- Отношение общества (стереотипы, дискриминация и предубеждение).
- Общественные организации, пользующиеся негибкими юридическими процедурами и практикой.
Преодоление препятствий - это попытка сделать окружающую среду максимально пригодной для использования всеми людьми, без необходимости в адаптации или специализированном дизайне. Инклюзивная политика (местного сообщества, региона, страны) должна способствовать полноценному и равноправному участию в жизни общества всех граждан, учитывать потребности каждого человека.
Инклюзия - это не просто проект «доброй воли». Инклюзия - это подход и философия, которая предусматривает, что все ученики получают больше возможностей и в социальном плане, и в плане обучения. Инклюзия - это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, их способности и потребности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)