1.2. Роль семьи в социализации ребёнка с особыми потребностями.
Современный этап развития коррекционной педагогики и психологии характеризуется поиском новых путей социальной адаптации детей с психическими и физическими проблемами. Значительных успехов в социализации таких детей можно достичь только при активном участии в этом процессе семьи, и в первую очередь родителей. В связи с этим, проблема семьи ребёнка с нарушениями развития является одной из самых актуальных.
В Концепции семейного воспитания подчеркивается, что «современная семья должна стать главным звеном в воспитании ребёнка, обеспечить ему надлежащие материальные и педагогические условия для физического, нравственного и духовного развития». И это закономерно, ведь построить полноценную школу без активного участия и поддержки семьи невозможно.
В последние годы в различных областях дефектологической науки появились работы о необходимости активного изучения семьи, воспитывающей ребёнка с особыми потребностями. Специалистов интересует вопрос не только формирования у детей новых умений и навыков, они рассматривают семью, как основной стабилизирующий фактор адаптации ребёнка. Именно из собственной семьи ребёнок выносит во взрослую жизнь первые представление о морально-человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми. В семье дети не только подражают родным, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Поэтому психологическая зрелость родителей, их идеалы, опыт социального общения чаще всего имеют решающее значение в развитии ребёнка.
Семья – это микросоциум, в котором формируются нравственные качества ребёнка, его отношение к людям, представление о характере межличностных взаимоотношений. И этот факт нельзя упускать как в диагностической, так и в дальнейшей коррекционной работе детей с проблемами в развитии.
Следует отметить, что до сих пор разработке этой проблемы в коррекционной педагогике не уделялось должного внимания. Не всегда условия воспитания в современной семье, к сожалению, являются благоприятными для развития и воспитания детей. Кроме того, воспитание ребёнка с особыми потребностями сложное и ответственное. Эту ответственность родители обязаны нести перед своим ребёнком и обществом. Если ребёнок с особыми потребностями лишен правильного воспитания, то его личностное недоразвитие усугубляется, а сами дети могут стать обузой для семьи и общества. Семья ребёнка с нарушениями развития является ее первым социализирующим институтом.
Процесс взросления детей такой категории проходит с большим трудом и в несколько замедленном темпе, его также можно разделить на этапы:
I этап социализации – вхождение ребёнка в социум. Первой ступенью является адаптация его в семье. Успешность этого процесса зависит от того, насколько адекватно члены семьи реагируют на проблемы ребёнка и помогают в их преодолении. Возникающие трудности – результат неправильной позиции родителей и других членов семьи.
II этап социализации – это пребывание ребёнка в детском саду. Важную роль должен сыграть такт педагогов, уважение к ребёнку с особыми образовательными потребностями. Настройку ребёнка на пребывание в заведении, на важность новых изменений в его жизни выполняют члены семьи.
III этап социализации – адаптация ребёнка и его семьи собственно в обществе, (поиск других семей с подобными проблемами, установление контактов, поиск своей «социальной ниши»).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)