1.3. Причины возникновения нарушений психофизического развития.
Отклонение от стадии возрастного развития, на которой находится ребёнок, вызванные болезнью или ее последствиями, называются дизонтогенезом – в противовес онтогенезу. Принято выделять 6 вариантов дизонтогенеза:
- вызванные отставанием психического развития;
- недоразвитие (в частности, олигофрения);
- задержка развития (задержка психического развития);
- при диспропорции (асинхронии) психического развития;
- искривленное развитие (в частности, ранний детский аутизм);
- дисгармоничное развитие (в частности, психопатия);
- вызванное разрушением отдельных функций;
- повреждений в развитии (в частности, органическая деменция);
- дефицитарное развитие (нарушение зрения, слуха, речи, опорно-двигательной системы).
Дизонтогенетическое и онтогенетическое психическое развитие имеют общие закономерности – цикличность, неравномерность и тому подобное. Однако существуют и специфические закономерности дизонтогенетического развития, которые зависят от характера, степени и времени возникновения нарушения (например, ребенок может иметь нарушение зрения, вызванные различными причинами; они могут иметь разную степень проявления и возникать на разных возрастных стадиях развития ребёнка).
В сложной структуре дизонтогенетического развития различают первичное нарушение, и вызванные ним вторичные отклонения. Например, если ребенок глух от рождения (первичное нарушение, связанное с выпадением функции слухового анализатора из общего круга развития), его речь не развивается естественным путем (вторичное нарушение, связанное с решающей ролью слуховых эталонов звуков речи для развития речевого двигательного анализатора), и требует специально организованного обучения. Среди вторичных отклонений – личностные (самосознание, мотивация и т.д.), в основном связанные с недостаточной степенью общения, социальной депривацией (от лат. deprivation – потеря; психическое состояние, есть следствие нарушения контакта индивида с социумом), которое нередко сопровождается нарушением развития ребёнка.
Известно, что в случаях отклонений в развитии, обучение играет ведущую роль более яркую, чем в развитии обычном.
Происходит корректировка отклонений с опорой на сохранившиеся звенья психофизического развития ребёнка. Особенно важно при этом понимание педагогом своеобразия пути, которым необходимо вести ребёнка, чтобы приблизить линии дизонтогенетического развития принятой в обществе нормы. Для работы с детьми в системе специального образования проводится подготовка специалистов (олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, логопедов, психологов и т.д.) в педагогических университетах, на факультетах коррекционной педагогики и психологии. Успех в учебе зависит от педагогического мастерства специалистов, которое проявляется с опорой на стандарт и учебно-методическое обеспечение специального образования. Таким образом, отношение к потребностям ребёнка в указанной системе происходит с позиций понимания специфики дизонтогенетического развития, а учебно-воспитательный процесс нацелен на их удовлетворение путем использования специальных педагогических технологий.
Благодаря учету типологических (присущих определенному типу дизонтогенеза) и индивидуальных особенностей детей каждая ступень учебно-воспитательной деятельности в специальном учебном заведении максимально ориентирована на удовлетворение особых образовательных потребностей и, в соответствии с Концепцией специального образования, нацелена на достижение определенного уровня образованности (при условии использования потенциала компенсаторно-коррекционных возможностей), включение ее в социально-стоимостную активную деятельность, обеспечение тех знаний, умений и навыков, черт характера, которые делают нормальную его жизнь в социуме.
Обе составляющие (общая и специальная) единой образовательной системы готовят личность к успешному дальнейшему выполнению социально значимых ролей в процессе общественной жизнедеятельности. Это, в свою очередь, вызывает необходимость обратить особое внимание на вопросы социализации. Это традиционно рассматривают как приобретение социального опыта и ценностных ориентаций, необходимых для выполнения определенной социальной миссии. Социальные контакты ребенка при этом являются одними из важнейших содержательных аспектов социализации, которая происходит на основе развития самосознания, рефлексии, абстрактно-логического мышления, формирования личности. Это становится возможным при условии сохранения неразрывной связи социального становления детей с образованием и воспитанием. Кроме того, процесс социализации предполагает объединение двух противоположных состояний человека – слияние с окружением (социальная адаптация) и дистанцирование от окружения (индивидуализация и личностный рост). Важно также, что одним из источников процесса социализации является первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, где происходит формирование основных психических функций и элементарных форм общественного поведения, которые укореняются на уровне психологических установок, которые проявляются в тех или иных стойких поведенческих шаблонах. Отсюда возникает закономерный вопрос: «Каким образом ребёнок (в будущем взрослый) имеющий особые образовательные потребности и приобретающий образование в специальном учебном заведении (среди детей с аналогичным вариантом дизонтогенеза), может быть готовым устанавливать полноценный социальный контакт с обычными представителями общества?». Следующий вопрос: «Насколько эти представители общества готовы к установлению контакта с человеком с особыми потребностями?».
Несмотря на то, что современное российское общество в целом обладает всем необходимым инструментарием (начиная от формирования государственной системы социальной поддержки до создания норм этичного общения в различных жизненных ситуациях), оно все же чувствует острую потребность в распространении специальных знаний по нравственно правильной организации коммуникативных ситуаций, в которых участвуют лица с особыми потребностями. Причина трудностей установления полноценного контакта с такими лицами заключается в существовании социальных ограничений, среди которых коммуникативные (различные типы нарушений, связанные с причинами возникновения особых потребностей; одиночестве как эмоциональной защите) занимают одно из центральных мест.
Результат недостаточного уровня осведомленности – возникновение неадекватных реакций окружения: откровенной любознательности, насмешек (у людей с низким уровнем общей культуры), чувств неудобства, вины или страха. Отсюда – возникновение или обострение чувства жалости к себе, ожидания гиперопеки (чрезмерной опеки), недоброжелательность к окружению, желание находиться в изоляции со стороны лиц с особыми потребностями. Таким образом, часто присутствуют серьезные барьеры по установлению полноценного социального контакта. Первопричина кроется в том, что с самого рождения обычные дети в большинстве своем не имеют возможности расти бок о бок со сверстниками с особыми потребностями, а значит находиться в среде полного разнообразия различий. Это приводит к отсутствию в будущем опыта решать реальные проблемы, связанные с ситуациями необходимости проявления ценных человеческих качеств: любви, заботы, сочувствия. Ограниченность представлений о мире, в который попадают дети после окончания обучения, приводит, в конце концов, к торможению развития общей культуры общества.
Специальные педагогические системы в России обеспечивают организацию учебно-воспитательного процесса детей с особыми потребностями, к которым относятся дети с нарушениями слуха (сурдопедагогика), зрения (тифлопедагогика), интеллекта (олигофренопедагогика), речи (логопедия), опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, ранним детским аутизмом, с комплексными нарушениями, реактивными состояниями и конфликтными переживаниями, психопатическими формами поведения. Отправная точка для разработки указанных систем – учение о структуре дефекта: первичные и вторичные нарушения, возможности привлечения компенсаторных резервов организма ребенка в качестве опорных в организации учебно-воспитательного процесса.
Основу этих систем составляет глубокое понимание общих закономерностей развития детей в соответствии с онтогенетической последовательностью становления компонентов психической и физической сфер, а также учета особых потребностей, продиктованных определенным типом дизонтогенеза.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)