Аудит архитектурной доступности
Данные мероприятия объединяют три категории партнеров - участников процесса интеграции людей с инвалидностью в общеобразовательный учебный процесс:
- Дети и молодежь с ограниченными физическими возможностями.
- Дети и молодежь - ровесники - студенчество и школьники, от которых зависит адаптация человека с инвалидностью в коллективе сверстников.
- Педагоги, которые подразделяются на три категории:
- активные участники адаптации и инклюзии;
- осторожно-негативные сторонники «включения» детей в общеобразовательный школьный процесс;
- безразличные педагоги.
На самом деле, эти три категории участников мероприятия являются крайне важными партнерами для получения полноценного среднего образования детьми с инвалидностью.
Без участия педагога не будет результата - без понимания ровесников не будет адаптации - без личного участия ребенка с инвалидностью, не будет настоящей цивилизованной школы.
Результат:
- Разработана модель информационно-методического образовательного центра.
Цель - предоставление информационных услуг в сфере образования людей с инвалидностью.
Задачей центра является координация, относительно взаимодействия государственных и общественных структур, деятельность которых связана с образованием людей с ограниченными физическими возможностями - различных нозологий, разного возраста, по разным направлениям и т.д.
По мнению участников мероприятия, проблему преодоления информационного вакуума людей с инвалидностью в направлении получения образования может решить создание подобного центра (отдела), который должен иметь полную методическую, правовую, информационную базу для всех нозологий людей с инвалидностью. Именно данный центр может способствовать становлению связей между всеми партнерами, и, учитывая специфику каждого человека, направлять его на получение услуг в каждой структуре по необходимости.
Центр должен быть партнером школ, ВУЗов, интернатов, школ-интернатов, методических кабинетов, медико-педагогических комиссий, медико-социальных экспертных комиссий, институтов последипломного образования, которые существуют при управлениях образования и науки, центров реабилитации, санаторно-реабилитационных учреждений, библиотек, государственных управлений образования и науки, здравоохранения, молодежи, культуры.
Потребность в создании данного центра заключается в том, что на данный момент все партнерские организации работают настолько автономно, что трудно найти для них всех мотивацию, для скоординированного сотрудничества. Нужна структура, для того, чтобы за определенное время своей деятельности центр мог «связать» потенциальных партнеров в работающую модель социального партнерства.
- Проведен аналитический анализ относительно сильных и слабых сторон деятельности каждого учреждения, его возможностей и угроз по содействию реализации права людей с инвалидностью на доступность образования.
- Создан перечень партнеров, существующих в каждой структуре и тех, которые нужны, но их нет.
- Важным результатом было знакомство специалистов различных структур с большим количеством людей, которые имеют травмы и заболевания позвоночника. Важной была информация из первых уст обо всех сложностях прохождения по структурам относительно получении обучения, о проблематике информационной поддержки, социально-правовых консультациях.
- Получение визуальной информации и опыта специалистов реабилитационного учреждения, информационных материалов, крайне важных для предоставления людям с инвалидностью на местах.
- Получение общения со специалистами интерната - школы для слабовидящих, а также общение с людьми, которые учились в данной школе, для выяснения проблемных моментов получения образования.
- Проведен анализ относительно проблематики получения образования детей, находящихся на надомном обучении, их социальной адаптации и интеграции. В сфере образования людей с инвалидностью существует большая проблема партнерства различных структур, задачей которых в той или иной степени является содействие гражданам с ограниченными физическими возможностями в получении образования.
В большинстве случаев педагоги и руководители учебных заведений (речь идет о школе) очень поверхностно относятся к обучению детей, которых называют «надомники». Создается впечатление, что детям, которые учатся дома, больше ничего не нужно кроме прочитанных уроков. Не нужны общешкольные праздники, общение со сверстниками, творческая самореализация, участие в конкурсах и выставках, и, в конце концов, по негласному мнению педагогов, одноклассников, а иногда и родителей, девушке и юноше с проблемами здоровья не нужен единственный и незабываемый «Последний звонок».
Почему весь воспитательный процесс и участие школы заключается для ребенка, обучающегося на дому, только в восьми учебных часах?
Опираясь на опыт, проведенных заседаний круглых столов с педагогическим составом школ, организаторы неоднократно испытывали непонимание от этих вопросов и раздражение. «Что нужно надомникам?» Этот немой вопрос звучал так часто и искренне, что просто не верилось этой искренности - ведь на каждом шагу говорится о равных возможностях для всех, и, прежде всего об этом говорится в школах. Почему же за чертой этих равных возможностей остались школьники с инвалидностью, лишенные возможности получения полноценного образования и участия в общешкольном воспитательном процессе?
Классный руководитель говорит о загруженности и «переводит стрелки» на социального педагога и психолога. Директор разводит руками и начинает говорить о том, что волонтерский отряд и так загружен помощью одиноким пожилым людям, а инвалидами еще, правда, не занимались.
Одноклассники - одни из важнейших партнеров в создании интегрированного образования, чаще всего только по фамилии в журнале знают о существовании соученика (конечно же, это не их вина), который, имея проблемы со здоровьем, не может посещать уроки в школе. Потому, что нет архитектурной доступности учебного заведения, недоступен санузел или родители не имеют транспорта для доставки ребенка в инвалидной коляске в школу, или потому что не разрешено маме присутствовать на уроке и быть ассистентом (если речь идет о ребенке с тугоухостью) и т.д.
Отсутствие партнерства в самой школе, отсутствие разработанной системы обучения и адаптации школьника с инвалидностью, отсутствие единства в понимании необходимости адаптации этого ребенка в коллектив сверстников, отсутствие работы с родителями, исходя из индивидуальных потребностей и возможностей - это одна из основных проблем недоступности полноценного образования для детей-инвалидов. В этом случае является модной тема толерантности, которая и остается только модной один раз в год темой внеклассной часа.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)