Технологии индивидуального планирования
Индивидуальное планирование - процесс командного сотрудничества, при котором участники определяют надлежащие ожидаемые результаты обучения и методы преподавания и оценки.
Существует ряд подходов для работы с разнообразным ученическим коллективом.
Состав команды поддержки зависит от потребностей определенного ученика.
Решение проблемы разнообразия ученических потребностей с помощью технологии индивидуальной планировки
В провинции Манитоба права и обязанности субъектов образовательного процесса регулируются Законом «О государственной школе» и законом «Об обеспечении образования». Согласно действующему законодательству, правление учебного округа должно обеспечивать надлежащие образовательные программы для всех резидентов и учеников, зачисленных в подведомственные ему учреждения.
Для большинства учащихся надлежащей образовательной программой является учебная программа провинции и предусмотренные ожидаемые результаты. Некоторым ученикам необходимо работать над другими учебными целями, в дополнение к обычной программе или вместо нее. Так, если ученику сложно контролировать свое проблемное поведение, то, кроме общих ожидаемых результатов, для него определяют еще один – по управлению поведением. С другой стороны, к ученику с глубокой когнитивной инвалидностью обычные требования к уровню знаний, умений и навыков не применяются, вместо этого он будет работать над собственными учебными целями функционального характера.
Процесс обеспечения надлежащей образовательной программы начинается на уровне класса с участием самого ребенка, его родителей (одного или обоих) и учителя. В этой связи предлагаемая технология планирования помогает педагогам определять потребности индивидуального ученика, предоставлять ему необходимую поддержку, которая, по сути, тоже является составной программы, постоянно контролировать динамику его учебных показателей.
Базовая команда
Планирование образования для всех детей осуществляется силами базовой команды, в состав которой входят: сам ученик, его родители (один или оба) и классный учитель. Такая деятельность всегда имеет характер сотрудничества, когда члены команды определяют соответствующие ожидаемые результаты для ученика и способы их достижения.
Обучение - это интерактивная деятельность, в ходе которой ученик осмысливает новую информацию и переносит ее в плоскость уже приобретенных знаний. Глубокое владение содержанием учебной программы и применения многочисленных методик текущего оценивания позволяет учителю выяснить начальный уровень знаний, умений и навыков.
Отталкиваясь от него, он начинает изучение нового материала, отслеживает формирование его понимания и развитие навыков у каждого ученика. Если педагог замечает некоторые отличительные особенности в учебной деятельности и / или поведении определенного ученика, то проводятся сфокусированные наблюдения и оценки непосредственно во время учебного процесса. Затем, в зависимости от полученных результатов, он варьирует темп работы, использует другие материалы или методы преподавания, чтобы дать ученику больше возможностей добиться успеха.
Школьная команда
После применения описанных выше мер, некоторые дети все же продолжают сталкиваться с трудностями в усвоении программы, несмотря на квалифицированную работу учителя и применение передовых методик. В такой ситуации базовая команда, которая работает с учеником, его родителями и учителями, может решить, что целесообразно обратиться за помощью к другим коллегам среди персонала учебного заведения и сформировать школьную команду. Ее состав зависит от потребностей конкретного ученика и имеющихся кадров. В частности, в нее могут входить ресурсный учитель и / или школьный психолог-консультант. Участники такой команды продолжают взаимодействовать и собирать данные и, исходя из всей полученной информации, разрабатывают общую характеристику ученика, которая отражает различные аспекты его индивидуального развития. В соответствующих случаях также проводится сфокусированное наблюдение и / или дополнительная оценка. Затем эта характеристика служит основой для выбора дальнейших стратегий вмешательства и их реализации в учебном процессе.
- Если ученик сталкивается с трудностями в достижении ожидаемых результатов, предусмотренных учебной программой, директор должен обеспечить проведение оценки для него в ближайшее время.
- Директор должен обеспечить направление ученика на специализированную оценку, если его учитель, ресурсный учитель, психолог-консультант или иной работник школы:
- не могут в процессе оценивания выяснить причину трудностей ученика в достижении ожидаемых результатов в соответствии с учебной программой;
- считает, что применения дифференцированного подхода к преподаванию и адаптации недостаточно, чтобы помочь ученику достигать ожидаемых результатов по учебной программе.
- Оценка проводится, чтобы определить, в зависимости от конкретного случая:
- другие методы дифференцированного обучения и адаптации, которые можно использовать, чтобы помочь ученику достигать ожидаемых результатов обучения в соответствии с программой, если принято вывод о том, что такие методы и адаптации будут достаточными;
- если принят вывод о том, что применение дифференцированного подхода к преподаванию и адаптации будет недостаточным, чтобы помочь ученику достигать ожидаемых результатов, то, что ему необходимо, чтобы достигать или приближаться к достижению ожидаемых результатов, предусмотренных общей учебной программой; или тех результатов достижения, которых от ученика можно обоснованно ожидать.
Команда поддержки школы
В большинстве случаев план, составленный усилиями школьной команды, введение определенных в нем вмешательств позволяют эффективно удовлетворять потребности учащихся. Однако, если ситуация складывается иначе, школьная команда дальше обращается за помощью к команде поддержки. В нее могут входить клиницисты, терапевты, специалисты в области психического здоровья и другие лица, которые сотрудничают с персоналом учебного заведения в процессе планирования и реализации образовательных программ для индивидуальных учеников.
Адаптация - это изменение методики, ресурсов, задач или продуктов учебной деятельности, чтобы помочь ученику достигать ожидаемых результатов обучения. Адаптации призваны решать специфические задачи, обусловленные индивидуальными потребностями. К примеру, ученику, который в результате инвалидности не может работать с обычными печатными материалами, информацию и указания необходимо предоставлять вербально и в письменной форме, причем приобретенные знания он также должен демонстрировать аналогичным образом. Для ученика с расстройством внимания новый материал и задачи следует разделять на меньшие составляющие и использовать список с перечнем действий для контроля за выполнением задания.
Модификация используется в работе с учащимися, имеющими значительную когнитивную инвалидность. Она предусматривает изменение количества, сущности и содержания ожидаемых результатов обучения. В старшей школе ученики со значительной когнитивной инвалидностью могут изучать курсы с кодом «модифицировано». Они адресованы школьникам, способным усваивать материал разработанных или одобренных Министерством программ при существенной модификации их содержания согласно уникальных учебных потребностей того или иного ученика
Степень комплексности индивидуального учебного плана связана со специфическими потребностями ученика. Чтобы усваивать материал на уровне требований типовой программы (учебной программы), для большинства учеников достаточно применять методики дифференцированного обучения, когда учитель планирует учебную деятельность на уроке с учетом общей характеристики классного коллектива. С другой стороны, есть незначительное количество учащихся, нуждающихся в индивидуализированных программах. Таких очень мало, и удовлетворения их уникальных потребностей требует детализированных индивидуальных учебных планов с учебными целями функционального направления.
- По сути, процесс планирования образовательной программы одинаковый для всех учащихся.
- Первым источником информации об обучении определенного ученика являются его родители и учителя класса.
- Технология индивидуальной планировки применяется, когда определенный ученик нуждается в поддержке.
- Общий подход к планированию позволяет команде поддержки определять, координировать и применять ресурсы, и внедрять стратегии для удовлетворения уникальных потребностей того или иного ученика.
- Индивидуальное планирование - процесс, тогда как, индивидуальный учебный план - письменный документ.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)