Индивидуальное планирование - процесс командного сотрудничества
Имеет место тогда, когда ученик идентифицирован как таковой, который нуждается в поддержке.
Документальное оформление плана для ученика способствует налаживанию эффективной коммуникации, а созданный в результате индивидуальный учебный план также является средством ведения учета.
Индивидуальный учебный план - не юридический документ. Это средство документирования и информирования, которое отражает план, созданный для индивидуального ученика.
Требования по разработке индивидуального учебного плана для некоторых групп учащихся предусмотрено законодательством и нормативными актами провинции Манитоба, а также соответствующими стандартами и положениями Министерства образования.
Сферы
Выделяют следующие сферы, или специфические аспекты развития:
- коммуникация (вербальная и невербальная);
- когнитивная / академическая;
- трудовая деятельность;
- отдых / проведение свободного времени;
- социальные навыки и отношения (например, навыки игры, чувствительность к другим, способность брать на себя ответственность);
- самообслуживание (например, одежда, еда, личная гигиена);
- самостоятельная жизнь (например, умение распоряжаться деньгами, распоряжаться своим временем, разговаривать по телефону);
- физическая (например, мобильность, навыки крупной и мелкой моторики).
Описание текущего уровня развития и успешности в определенной сфере, при необходимости.
Под текущим уровнем развития и успешности имеется в виду точное описание достижений ученика в определенном аспекте. Эту информацию можно почерпнуть из его общей характеристики и использовать в качестве ориентира для разработки индивидуальных ожидаемых результатов обучения и как базовый индикатор для измерения достигнутого прогресса.
Разработка индивидуальных ожидаемых результатов обучения в определенной сфере, при необходимости.
Индивидуальные ожидаемые результаты обучения - это сжатые формулировки, где сказано, что ученик должен знать и уметь делать до конца учебного года. Для команды поддержки важно ограничиться реалистичной количеством индивидуальных ожидаемых результатов обучения для каждой целевой сферы. Соблюдение этой рекомендации поможет обеспечить эффективную и сбалансированную образовательную программу.
Каждый индивидуальный ожидаемый результат должен:
- быть направленным на удовлетворение определенной приоритетной учебной потребности, указанной в общей характеристике учащегося;
- следовать из его текущих достижений;
- учитывать степень прогресса ученика за предыдущий период;
- быть достаточно сложным, чтобы мотивировать ученика;
- быть достижимым;
- делать акцент на том, чему ученик должен научиться (вместо того, чего его учат учителя);
- определять, что ученик будет делать.
Фундаментальная составляющая технологии индивидуальной планировки - поиск надлежащих формулировок для записи индивидуальных ожидаемых результатов.
Разработка краткосрочных учебных задач к каждому ожидаемому результату.
Индивидуальные ожидаемые результаты нужно планировать таким образом, чтобы их реально можно было достичь в течение учебного года. Чтобы помочь ученику приблизиться к ним, каждый индивидуальный ожидаемый результат разделяют на последовательность меньших «технологических» элементов или шагов, которые называют краткосрочными учебными задачами. Они значительно подробнее описывают методику преподавания и оценки. Реализация краткосрочных задач, в конце концов, должна привести к полному достижению индивидуальных ожидаемых результатов.
Краткосрочные учебные задачи
Краткосрочные учебные задания - это индивидуальные ожидаемые результаты, которые разделены на меньшие, «технологические» элементы или шаги.
Подобно индивидуальных ожидаемых результатов, краткосрочные учебные задачи описывают определенное поведение, которое поддается наблюдению и измерению. Чтобы сформулировать такую задачу, команда поддержки ученика:
- определяет главные составляющие в достижении индивидуального ожидаемого результата;
- организует эти составляющие в определенной последовательности;
- описывает, каким образом ученик должен продемонстрировать владение навыками, предусмотренными краткосрочным заданием;
- устанавливает срок, в который он должен усвоить эти навыки;
- определяет условия, при которых ученик должен демонстрировать соответствующее поведение (например, среду, необходимый уровень помощи, необходимое оборудование);
- указывает критерии (например, правильность / точность, продолжительность, частота, стандарт выполнения ожидаемых действий / поведения), по которым можно оценить достижения учебной цели, предусмотренной этим краткосрочным заданием.
Реализация краткосрочного учебного задания должна охватывать необходимый промежуток времени, обычно от шести до восьми недель. При этом необходимы регулярный просмотр, оценка и корректировка. Кроме этого, краткосрочные задачи целесообразно разрабатывать и формулировать таким образом, чтобы планируемые сроки их выполнения совпадали с окончанием нормативных отчетных периодов в работе школы.
Составление рубрик для оценки достижения ожидаемых результатов, при необходимости.
Рубрика успеваемости - это методика с набором критериев, которую можно использовать в конце учебного года для оценки степени достижения индивидуального ожидаемого результата и для отчетности о показателях ученика. Каждая рубрика описывает определенное поведение, демонстрация которого оценивается по шкале от 1 до 5.
Процесс сборки рубрики непосредственно следует из технологии индивидуального планирования. Его первые три этапа по содержанию совпадают с элементами разработки программы для отдельно взятого ученика, их наработки можно сразу переносить на создание рубрики.
Этапы составления рубрики успешности
- Определить целевую сферу или поведенческий индикатор (т.е. доступное для наблюдения поведение, которое подлежит измерению).
- Составить общую характеристику текущих достижений.
- Определить индивидуальный ожидаемый результат, исходя из предполагаемого уровня достижений для ученика («3»).
- Описать уровень достижения индивидуального ожидаемого результата, который является несколько выше («4») и несколько ниже («2») от ожидаемого.
- Описать уровень достижения индивидуального ожидаемого результата, который значительно выше («5») и значительно ниже («1») по сравнению с ожидаемым.
Другие потенциальные уровни достижения индивидуального ожидаемого результата («1», «2», «4» и «5») могут варьироваться по степени:
- правильности / точности;
- частоты проявления;
- применения поддержки (например, вспомогательных материалов, технических средств);
- самостоятельности (например, самостоятельно, с вербальной подсказкой, с физической подсказкой);
- перенос на другие ситуации.
Рубрика успешности должна:
- быть написана ясным языком без специальной терминологии;
- содержать непрерывную шкалу (то есть с четко очерченными уровнями достижения без пробелов между ними).
Рубрика успешности (пример) |
||
Сфера |
Ответственность/ самостоятельность/ гражданственность |
Уровень в конце года |
Целевой навык |
Приходить в свой класс |
|
Текущий уровень развития |
Каждое утро Джим приходит в школу в 8:45. Вместо того чтобы идти в свой класс, он слоняется по школьным коридорам или направляется в ресурсный кабинет. В среднем такая ситуация повторяется три раза в неделю |
|
значительно ниже ожидаемого уровня |
До конца июня 2010 года Джимми будет приходить в свою классную комнату в 9:00 утра после устных напоминаний и физических подсказок в 75% случаев |
|
несколько ниже ожидаемого уровня |
До конца июня 2010 года Джимми будет приходить в свою классную комнату в 9:00 утра после устного напоминания в 75% случаев |
|
На ожидаемом уровне |
До конца июня 2010 года Джимми сам будет приходить в свою классную комнату в 9:00 утра в 50% случаев |
|
несколько выше ожидаемого уровня |
До конца июня 2010 года Джимми сам будет приходить в свою классную комнату в 9:00 утра в 70% случаев |
|
значительно выше ожидаемого уровня |
До конца июня 2010 года Джимми сам будет приходить в свою классную комнату в 9:00 утра в 90% случаев |
Оформление индивидуального учебного плана.
К этому моменту команда поддержки ученика уже разработала и задокументировала:
- его полную и четкую общую характеристику с описанием сильных и слабых сторон, текущих достижений;
- индивидуальные ожидаемые результаты, направленные на решение приоритетных учебных потребностей;
- краткосрочные учебные задачи, которые определяют последовательность шагов на пути к достижению индивидуальных ожидаемых результатов;
- рубрики успешности при необходимости.
Итак, на этом этапе команда определяет и записывает:
- учебные стратегии и материалы, которые планируется использовать в работе с учеником;
- среду (виды среды), где ученик будет работать над своими индивидуальными ожидаемыми результатами;
- надлежащие стратегии оценивания;
- имена членов команды, которые непосредственно будут привлекаться к реализации индивидуального плана;
- роли и обязанности каждого участника команды.
Управляющий обязан оформить индивидуальный учебный план и распространить экземпляры этого документа среди команды поддержки. Каждый член команды был (и в дальнейшем будет) привлечен к работе по индивидуальному учебному плану, однако команда может считать целесообразным - поручить одному из участников выложить все принятые решения в письменной форме.
В создании и реализации программы для конкретного ученика эффективная команда всегда пытается принимать решения консенсусом. Достижение конструктивного согласия означает, что планирование происходит в атмосфере взаимного уважения, что каждый из членов сознательно и ответственно подходит к своей роли во внедрении индивидуального учебного плана.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)