Стандарты образования для применения их при обучении детей с психофизическими нарушениями
Целесообразно также разработать новые стандарты образования для применения их при обучении детей с психофизическими нарушениями, в том числе с аутизмом, тяжелыми нарушениями развития, комбинированными нарушениями, с учетом социальных компонентов - обучение навыкам самостоятельной жизни, приобретение элементарных профессий.
В-четвертых, перенимая прогрессивный мировой опыт, в частности, таких социально совершенных государств, как Швеция, предлагается передать общественным организациям право предоставления большинства социальных услуг для людей с особыми потребностями путем упрощения процедуры социального заказа. Целесообразно оставить за государством преимущественно функции первичного приема, координации, информирования, контроля качества предоставления социальных услуг и делегировать полномочия по предоставлению таких услуг общественным организациям, которые лучше в этом разбираются.
Предложенные меры по решению обозначенных проблем требуют значительного реформирования существующих механизмов за счет государственного и местных бюджетов, определенных структурных реформ и перераспределения полномочий между органами государственной власти. В то же время, уже в краткосрочной перспективе ожидаемыми результатами будет значительное улучшение качества социальной помощи детям-инвалидам, расширение спектра услуг, предоставляемых и более четкое отслеживание порядка использования бюджетных средств. По результатам такой реформы бюджетных средств будет тратиться не более чем на сегодняшний день. При этом каждый инвалид почувствует персональную заботу со стороны государства, получит большую свободу выбора необходимых ему услуг, будет получать услуги высшего качества.
Уже сегодня мы должны заложить основу будущей системы социальной защиты, что позволит детям с нарушениями психофизического развития получить равный доступ к образованию, социальной защите и здравоохранению, а, следовательно, сделает их счастливыми.
Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или интеллектуального нарушения имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования здоровых людей.
Раскрытие потенциальных возможностей детей с психофизическими нарушениями зависит не столько от формы обучения (интернатная или инклюзивная), сколько от гибкости системы специального образования, уровня и диапазона предоставляемых услуг, удовлетворяющих потребности таких детей (раннее выявление нарушений, единство диагностики и коррекции развития, преемственность дошкольного, школьного и послешкольного содержания образования и т.д.).
Системой образования обеспечен охват детей с нарушениями психофизического развития различными формами обучения в соответствии с состоянием здоровья, возможностями и способностями.
Низкий показатель внедрения инклюзивного образования имеем в результате того, что это педагогическая инновация, которая находится на стадии внедрения, поэтому встречаем немало проблем:
- профессиональная неподготовленность учителей массовой школы к работе с детьми с особыми образовательными потребностями;
- архитектурная недоступность школ;
- несовершенство нормативно-правовой базы;
- необходимость дополнительного финансирования инклюзивных учреждений образования;
- перегруженность учебных программ, которые сложно адаптировать к потребностям ребенка с проблемами в развитии;
- отсутствие специальных учебников;
- негативное отношение родителей здоровых детей.
Все это значительно затрудняет процесс внедрения инклюзивного обучения.
Несмотря на то, что сейчас развивается инклюзивное образование, растет контингент детей, которые требуют комплексного подхода к коррекции развития со стороны коррекционных педагогов, психологов, логопедов, дефектологов и др.
Во многих случаях диагнозы детей осложнены физическими поражениями, которые требуют коррекции нарушений развития не только путем психолого-педагогического воздействия, но и с помощью лечебных методик, с максимальным применением средств индивидуальной коррекции, которые обеспечивают специальные учебные заведения.
В последние годы в специальных интернатах обеспечиваются оптимальные условия для содержания и воспитания детей, которые требуют особого внимания со стороны государства. В интернатных заведениях организован учебно-воспитательный процесс в комплексном сочетании с коррекционно-развивающей работой в соответствии с особенностями психофизического развития детей, созданы условия для допрофессиональной, профессиональной подготовки детей с инвалидностью, создана соответствующая материально-техническая и учебно-методическая база.
Все специальные учреждения укомплектованы педагогическими кадрами, медицинским и обслуживающим персоналом, созданы и действуют в каждом заведении социально-психологические службы.
Поэтому инклюзивное обучение в полной мере не является альтернативой специальному образованию, специальное и инклюзивное образование должны функционировать параллельно.
Школы с инклюзивным обучением должны работать, используя наработанные методики работы с детьми той или иной нозологии, нужно привлекать к консультированию специалистов с многолетним опытом работы с такой категорией детей. Привлечение в учебный процесс педагогов из специальных школ позволит использовать соответствующий опыт и знания, однако такая практика наиболее реальная в больших городах, где географически одинаково размещены специальные интернаты и школы с инклюзивной формой обучения. На сегодняшний день актуальна проблема сельских школ, которые при отсутствии соответствующего кадрового и материального обеспечения не имеют возможности открыть классы с инклюзивной формой обучения, а также сотрудничать с географически удаленными специальными интернатными заведениями.
Учитывая современные требования относительно интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общество, проводится работа по оптимизации сети специальных интернатов.
Обучение учащихся с нарушениями физического или умственного развития в профессионально-технических учебных заведениях преимущественно осуществляется в общих группах вместе с другими учениками. Однако есть случаи, когда такое обучение невозможно, поэтому создаются специальные группы, для которых разрабатываются учебные планы с увеличением срока обучения, в зависимости от сложности учебного материала.
Беспокойство продолжает вызывать несвоевременная диагностика расстройств спектра аутизм. Уровень выявления заболевания в возрасте до 3 лет остается низким. Таким образом, поздняя диагностика снижает эффективность медико-социальной помощи. Кроме того, родители значительной части больных не обращаются за психиатрической помощью к детским психиатрам или делают это несвоевременно (в 4-5-летнем возрасте), получают медицинскую помощь у детских неврологов и в частных медицинских структурах.
В целом, анализ структуры заболеваемости и распространенности расстройств психики и поведения у детей свидетельствует о том, что в структуре патологии преобладают не психотические психические расстройства. Такая структура заболеваемости и распространенности расстройств психики ставит под сомнение целесообразность предоставления специализированной психиатрической помощи детям преимущественно в стационарных условиях на кроватях, развернутых в психиатрических больницах для взрослых.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)