Межведомственное взаимодействие медико-социального сопровождения программ инклюзивного образования
Важно налаживание межведомственного взаимодействия с организацией медико-социального сопровождения программ инклюзивного образования.
В общем, низкие показатели заболеваемости и распространенности невротических, связанных со стрессом и соматоформных психических расстройств, свидетельствуют о ненадлежащем уровне специализированной психиатрической помощи этому контингенту детей. Решение проблемы возможно путем дестигматизации психиатрической помощи детям, организации оказания специализированной психиатрической помощи на уровне первичной медицинской помощи, а также интеграции психиатрической и общемедицинской помощи детям.
Диагностика расстройств спектра аутизм, как правило, проводится поздно (после 4 лет, нередко в 5-6-летнем возрасте). Часто бывают случаи ошибочной диагностики шизофрении и умственной отсталости. Кроме того, врачи общей практики обычно не участвуют в раннем выявлении заболевания. Даже при своевременной предварительной диагностике в 1,5-2 года дети с расстройством спектра аутизм нередко до 3-летнего возраста не получают специализированной детской психиатрической помощи. Отсутствует система государственных учреждений медико-социальной реабилитации детей дошкольного возраста с расстройством общего развития. Специальные программы для школьного обучения детей с расстройствами спектра аутизм разработаны, но внедрены только в частных учебных заведениях. Также отсутствуют государственные учреждения для социальной и профессиональной реабилитации взрослых с расстройствами спектра аутизм. Семьи больных с расстройством общего развития, как правило, не получают социально-психологической помощи. Таким образом, медико-социальная помощь лицам с расстройством общего развития и расстройствами спектра аутизм остается одним из самых проблемных направлений системы охраны психического здоровья детей.
Ранней следует считать предварительную диагностику расстройства общего развития у детей возрастом до 3 лет, кроме синдрома Аспергера, для которого ранняя диагностика предусматривает установление диагноза до 10 лет. Предварительная диагностика расстройства общего развития должна осуществляться педиатрами, семейными врачами, коррекционными педагогами, медицинскими психологами.
Окончательная диагностика относится к исключительной компетенции детского врача-психиатра и проводится на основании диагностических критериев.
Следует отметить, что на постсоветском пространстве существует практика, что в большинстве случаев после 10 лет диагноз аутизм ребенку практически не устанавливают. То есть, если родители уделяли психическому развитию ребенка (в дошкольном и раннем школьном возрасте) недостаточно внимания, то в дальнейшем этот ребенок имеет все меньше шансов для признания у него соответствующего диагноза, а отсюда - и на соответствующее лечение и реабилитацию.
Жестовый язык и другие средства так называемой альтернативной коммуникации широко используются в работе с детьми, которые до недавнего времени считались необучаемыми. Научно-поисковая деятельность способствовала определению организационно-педагогических основ обучения этих категорий детей, разработке соответствующего научно-методического и учебно-методического обеспечения.
Новые научные результаты выявлены в процессе проведения фундаментального исследования проблемы использования жестового языка. Определены теоретико-методологические основы и концептуальные основы функционирования жестового языка, и на этой основе разработано соответствующее научное и учебно-методическое обеспечение, намечены пути дальнейшего обучения не только как средства коммуникации глухих и их обучение, но и как учебной дисциплины. В частности, подготовлены и внедрены в учебно-воспитательный процесс программы жестового языка и соответствующие учебно-методические материалы для глухих детей дошкольного возраста и программы жестового языка начального, среднего и старшего звена образования. Особое внимание учеными уделялось разработке учебных курсов жестового языка для педагогов, которые работают с этой категорией детей.
Так, впервые, с учетом современного зарубежного опыта разработаны и внедрены стандарты психолого-педагогической помощи детям аутичного спектра, программные и учебно-методические материалы для детей со сложными комбинированными нарушениями, синдромом Дауна, эпилептическим синдромом, гиперактивностью и др.
Особого внимания заслуживают проблемы детей с глубокими нарушениями зрения, обучение которых требует разработки стандартов использования шрифта Брайля и подготовки соответствующих материалов.
Модернизация образования предусматривает использование современных технических средств и соответствующего программно-технического обеспечения. Обучение детей с особыми потребностями требует обеспечения специальными компьютерными программами.
Разработка и использование специально предназначенных для детей с особыми потребностями информационных и коммуникационных технологий должно стать приоритетом при реформировании образования.
Основная идея современных подходов к обучению - ориентация на эффективное использование сохранившихся функций, способных взять на себя компенсаторно-коррекционные нагрузки и обеспечить целенаправленное развитие психических процессов, обусловливающих уровень освоения знаний, умений, навыков и соответствующую образованность ребенка, его интеграцию в общество.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)