Помощь международных организаций и внедрение ведущего мирового опыта
Также важными являются помощь международных организаций и внедрение ведущего мирового опыта с помощью донорских структур.
Все люди рождаются равными и одновременно разными, и каждый человек является особенным. Равенство состоит не в том, чтобы ко всем относиться одинаково, а в том, чтобы к каждому относиться особенно, особенно к детям с особыми образовательными потребностями. Цель государства - создать такую систему образования, которая позволит относиться к каждому ребенку особенно.
Государство должно гарантировать достоинство каждого гражданина, помочь раскрыть свой творческий потенциал и полноценно жить в обществе.
Все проблемы, которые существуют у детей-инвалидов, можно разделить условно на три большие группы, которые, конечно, пересекаются друг с другом.
Первая большая группа - это проблема законодательства. Важно не забывать о таком очень важном направлении, как - профессионально-техническое образование, которое должно включать элементы инклюзивного образования; а также о внешкольном образовании, которое тоже должно предусматривать элемент инклюзивного образования для таких детей.
Часто родители с детьми-инвалидами сталкиваются с проблемой, что им недостаточно получать только те социальные услуги, которые предоставляются по месту жительства. И, разумеется, возникают проблемы и с центрами социальной реабилитации инвалидов, где ребенок во время дневного пребывания может получить педагогическую и реабилитационную помощь, а родители - психологическую помощь. Более того, в то время, пока ребенок находится в таком центре, мать может работать, чтобы обеспечить ребенка всем необходимым. К сожалению, таких центров мало, и поэтому или дети с родителями остаются практически изолированными от общества, потому что они зависимы от места проживания (квартиры), или ребенка устраивают в интернатное заведение и теряется связь с семьей.
Сегодня огромной проблемой является закон, который определяет бюджетные расходы - Закон о государственном бюджете. Проблемными остаются качество и доступность медицинских услуг для детей с инвалидностью. Особую актуальность этот вопрос приобрел в условиях проведения медицинской реформы, в результате которой наблюдается сокращение сети учреждений здравоохранения на местном уровне, но при этом не разработана инфраструктура, не решен вопрос, как довезти ребенка-инвалида в соответствующее медицинское учреждение.
Еще одна проблема - крайне низкий уровень государственных расходов на приобретение лекарственных средств. Практически все лекарственные средства, необходимые для лечения, в том числе в больницах, родители вынуждены покупать для детей за собственные деньги, что является дополнительной обузой для семейного бюджета.
Вторая проблема - проблема межведомственного сотрудничества и эффективности выполнения тех функций, которые возложены на конкретные ведомства и министерства. В частности, нерешенным остается вопрос о подвозе детей-инвалидов в учебные заведения. Много говорится об инклюзивном образовании. Но не рассматривается вопрос о том, как довезти ребенка в учебное заведение.
Третья проблема-это проблема отзывчивости.
Всем известно имя Марии Монтессори, первой итальянки, которая стала доктором медицины. Она впервые сформулировала постулат о том, что проблемы детей-инвалидов больше педагогические, чем медицинские, и с такими детьми нужно работать не в больнице, а в детском саду и школе.
И эта интеграция, выраженная Марией Монтессори, фактически стала базой, с которой работают в некоторых заведениях социальной реабилитации детей-инвалидов.
С одной стороны, так легче работать, понимая, что необходимо комплексно подходить к ребенку. А с другой - это значительно усложнило поиск специалистов для работы с детьми с особыми потребностями. Заведения столкнулись с проблемами, которые заключаются в том, что у нас наблюдается ментальная неготовность дипломированных специалистов, которые имеют хороший диплом, но внутренне не готовы к работе с такими детьми.
Педагоги являются теми представителями нашего общества, которые транслируют не только положительные, но и негативные аспекты, часто деструктивные.
Педагогические вузы в своей деятельности - это часто организации, продолжающие традиции и дух советских времен. Очень часто и студенты-психологи, и студенты-педагоги, которые учатся в этих заведениях, к сожалению, испытывают на себе это давление преподавательского состава, сформированного в прошлом столетии. И в результате мы получаем дипломированного специалиста, нос привитым комплексом неполноценности.
Учитель в школе или воспитатель в детском саду часто неосознанно травмирует учащихся или воспитанников через унижение, обесценивание, угнетение свободы и личной мысли ученика, пациента или клиента. Это связано также с тем, что статус учителя, статус психолога снижен в нашем обществе.
Структура детского сада и школы также несет деструктивное иго. Потому что до сих пор во многих заведениях директор воспринимается как царь и бог, специалисты целиком ему подчинены и ни в коем случае не имеют возможности выражать собственное мнение.
Психолог в учебных заведениях часто не имеет соответствующей компетенции для того, чтобы модерировать конфликтные ситуации, возникающие в учебном заведении, лечебном или специализированном реабилитационном заведении.
Часто психолог, который подчиняется директору, к сожалению, не имеет возможности выразить особое мнение. И это вызывает недоверие к этому психологу.
Ключевые проблемы, которые препятствуют реализации основных конституционных прав детей с нарушениями психофизического развития:
- недостаточное, а иногда вообще отсутствует взаимодействие между органами государственной власти;
- ограниченный перечень и низкое качество социальных услуг, предоставляемых государственными учреждениями на монопольной, безальтернативной основе;
- несоответствие квалификации и навыков государственных специалистов современным мировым подходам, применяемым в реабилитации детей с нарушениями психофизического развития;
- несовершенный механизм формирования социального заказа и отсутствие системы контроля качества и соответствия предоставления социальных услуг инвалидам;
- отсутствие четкого понимания того, сколько средств государство выделяет на одного инвалида, и какие именно социальные услуги он может получить на эту сумму.
Указанные проблемы существуют и углубляются, несмотря на то, что из года в год на нужды инвалидов выделяются значительные средства, но ситуация не улучшается, и положение этих людей не становится лучшим. То есть система работает сама на себя и фокусируется не на поддержке инвалидов, а на поддержке существования самой системы.
Такую систему нужно менять, в том числе на законодательном уровне. Предлагаются такие шаги для решения указанных проблем.
Во-первых, для решения проблемы межведомственной координации, по примеру таких европейских государств, как Франция и Польша, предлагается в структуре Министерства социальной политики создать сеть широкопрофильных социальных центров.
Во-вторых, законодательно утвердить принцип «деньги ходят за ребенком» для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей-инвалидов, путем введения механизма социального ваучера или социальной карты инвалида, что предусматривает целевое направление бюджетных средств в учреждения, которые выбрали родители ребенка для получения социальных, образовательных и других услуг. Такой механизм создаст конкурентную среду, а, следовательно, будет способствовать повышению качества социальных услуг, предоставит возможность выбора поставщика таких услуг, а социальные службы смогут контролировать целевое использование родителями или опекунами бюджетных средств, предоставляемых государством в качестве пособия на ребенка-инвалида.
В-третьих, нужно расширить перечень специальностей в высших учебных заведениях, по которым будет осуществляться подготовка таких специалистов, как терапевт, эрготерапевт, педагог по альтернативным коммуникациям и других специалистов, которые на занятиях с детьми с нарушениями психофизического развития применяют прогрессивные методики - социально-психологическую реабилитацию, социальную адаптацию, интеграцию и тому подобное. Эффективность применения названных терапий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, в том числе с тяжелыми формами умственной отсталости, доказана во многих странах мира, а также отечественными специалистами, которые предоставляют такие услуги частным образом.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)