Распространение и глобализация системы инклюзивного образования
И вторая задача - банальная и очень важная - распространение и глобализация системы инклюзивного образования на всех уровнях, начиная с дошкольного учебного заведения, и, заканчивая высшими учебными заведениями, аспирантурами и тому подобное.
Что происходит в обычной семье после того, как рождается ребенок с нарушениями развития? Как правило, в семью приходят неопределенность, страх и растерянность. И часто граждане встают перед выбором - либо бороться за ребенка, либо отдать его на содержание государству, тем самым отказаться от него. Это искусственный выбор: постоянная борьба, изоляция, беспомощность или более-менее привычная жизнь. К этому выбору побуждает государство. Почему так происходит? Государство и дальше воспринимает людей с особыми потребностями только как пациентов, которых нужно лечить, а не как граждан, которым нужно создавать соответствующие условия для жизни.
В Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов речь идет об обязанности государства реализовать инклюзивную модель образования, то есть обеспечить каждому ребенку право учиться по месту жительства. Эта обязанность выполняется только частично. Из всех детей, нуждающихся в коррекции физического или умственного развития, почти половина выпадают из системы общего образования. Нарушая законодательство и этические нормы, детям отказывают в обучении в общеобразовательных учебных заведениях. Детей отправляют в интернатные заведения, которые, как правило, расположены далеко от дома. Как следствие, дети лишаются главного - жить в семье, возможности и права участвовать в жизни общества. Мы не должны впадать в крайности. Речь не идет о закрытии специальных интернатов, где разработаны методики работы с такими детьми, где работают специалисты. И этот потенциал необходимо использовать. Но мы должны выполнить свои обязательства перед всеми детьми. Дети с особыми потребностями имеют право на такое же отношение, как к каждому ребенку в обществе.
Проблемы начинаются с раннего младенчества. Очень часто нарушения диагностируются поздно. На уровне района, области далеко не все врачи могут правильно диагностировать поражения нервной системы новорожденных и детей раннего возраста. Однако чем раньше начать лечение, тем больше будет возможностей для коррекции. Родителям, у которых родился ребенок с нарушениями развития, не предоставляется психолого-консультационная помощь. Они остаются один на один с предрассудками тех, кто их окружает, собственным отчаянием и страхами.
Кроме качественного питания, которое очень важно для ребенка до двух лет, не менее важным для развития ребенка в этот период является соответствующая поощрительная среда - позитивное взаимодействие с родителями, в том числе вербальное. И именно в это время родителей нужно научить, как вести себя с ребенком, и уже вводить определенное коррекционное образование.
В европейских странах во время лечения и реабилитации каждого ребенка работают слаженно специалисты различных отраслей. У нас такой системы нет. Нам нужно реализовать целостный подход, который позволит вовремя диагностировать нарушения, вовремя рассчитать лечение (реабилитацию), объяснить родителям, как они могут помочь ребенку и развивать его, а затем найти индивидуальный подход к образованию каждого такого ребенка.
Итак, для того, чтобы обеспечить раннюю диагностику, раннее вмешательство, следует активизировать работу центров раннего вмешательства, создаваемых в настоящее время на базе учебно-реабилитационных центров. Необходимо оптимизировать управление и наладить межведомственное сотрудничество, обновить состав Совета по делам инвалидов и реально активизировать его работу. Эту координацию необходимо осуществлять также через сеть инклюзивных ресурсных центров, они уже действуют при некоторых психолого-медико-педагогических консультациях и при областных институтах последипломного образования. Сегодня надо разработать положение о таких центрах и внедрить его в жизнь.
Следует создать единую ресурсную базу для педагогов и родителей детей с особыми образовательными потребностями, чтобы обеспечить их необходимой информацией о существующих услугах, обучении и консультациях.
Необходимо готовить учителей и воспитателей. Следует пересмотреть действующие программы по подготовке педагогов и включить вопросы работы в условиях инклюзивной учебной среды для большого спектра педагогических специальностей, которые должны слушать учебный курс «Основы инклюзивного образования». Этот курс также должен быть включен в процесс повышения квалификации учителей-предметников и преподавателей системы профессионально-технического образования.
Необходимо расширить спектр современных методик работы с такими детьми, необходимо обновить законодательство. Потому как образовательное законодательство принималось на основе медицинской модели, а нужно понимание инвалидности с точки зрения современной социальной модели. Это означает не отдавать детей только в специальные отдельные учреждения, а создавать условия для их развития и обучения в обычных детских садах, школах, инклюзивных и специальных группах и классах под опекой квалифицированных педагогов. Создание таких классов уже предусмотрено законодательством.
Инклюзивное образование детей нуждается в инвестициях, а сейчас трудно рассчитывать на большое дополнительное финансирование, поэтому более реальными является мобилизация существующих ресурсов и координация имеющихся сил. Ключевая роль в этом процессе постепенных изменений принадлежит организациям родителей. Родители - главные драйверы изменений и контроллеры действий власти.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)