Включение детей с особыми образовательными потребностями в общую деятельность
В мире примерно десятая часть населения имеет нарушения психофизического развития. Такая проблема существует и в нашей стране, в частности речь идет о детях. По статистике, тенденция к росту числа детей весьма незначительна, но численность детей с особыми потребностями увеличивается ежегодно на 0,5 процента.
Можно много говорить сегодня о законодательной базе, о законодательных инициативах, законах, постановлениях, приказах, правительственных программах, но чрезвычайно сложно это все мобилизовать и дать ясную картину для людей, которые непосредственно работают в этой области. Одной из задач является нахождение пути, который дал бы возможность максимально упростить этот механизм людям, которые работают в этой области.
Проблема с толерантностью стоит очень остро. Все чаще можно наблюдать ситуацию, когда родители обращаются к директору школы с требованием исключить из школы детей, которые имеют особые потребности. Проблема толерантности и отзывчивости, понимания другого человека, который имеет иные потребности и проблемы, - это очень важная общественная проблема.
Процесс включения детей с особыми образовательными потребностями в общую деятельность совместно с другими детьми начинается с дошкольного возраста. Каждое дошкольное учебное заведение должно соответствовать потребностям каждого ребенка, в том числе с особыми образовательными потребностями.
Одним из первоочередных шагов для исправления ситуации должно стать внесение изменений в Закон «О дошкольном образовании» в части организации инклюзивного обучения в детских садах.
При министерстве уже создана рабочая группа в составе ведущих педагогов, врачей, психологов, родителей, представителей общественных организаций, задачей которой является активизация внедрения инклюзивного обучения в систему дошкольного образования.
Особого внимания требует ранняя диагностика детей с нарушениями психофизического развития и коррекционная работа с ними.
В последнее время доля детей, имеющих нарушения психофизического развития, почти неизменна. Однако отсутствие единого общегосударственного банка данных детей с нарушениями психофизического развития препятствует решению вопроса об охвате их образованием. Это осложняется еще и тем, что, учитывая требования законодательства о праве лиц с инвалидностью на конфиденциальность информации личного характера, иногда родители, которые воспитывают детей с инвалидностью, не сообщают руководителям учебных заведений о статусе и потребности этих детей. Это обусловливает различия между статистическими данными о численности детей-инвалидов и, как следствие, такие дети не получают необходимой помощи.
Количество детей с особыми образовательными потребностями, интегрированных в школы, растет. Достаточно большим остается количество детей с задержкой психического развития, которые учатся по индивидуальной форме, однако могли бы учиться в обычных классах, рядом со здоровыми сверстниками. Вопрос социализации таких детей и предоставление им качественных образовательных услуг требует усиленного внимания и законодателей, и управленцев образования и психолого-медико-педагогических работников.
Уровень развития подрастающего поколения, его физический и умственный потенциал является предпосылкой выхода государства из социально-экономического кризиса.
В течение последних десятилетий сложился суженный характер воспроизводства населения, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может пополнить потери населения в результате смерти. В условиях низкого уровня рождаемости особое значение приобретает качество здоровья новорожденных поколений детей, детского населения.
На сегодняшний день ситуация по снижению здоровья детей несколько стабилизирована. Наибольшее внимание привлекает увеличение уровня заболеваемости и распространенности болезней органов дыхания, врожденных пороков развития, болезней системы кровообращения, новообразований, травм и отравлений. Именно эти болезни оказывают существенное влияние на нарушения психофизиологического развития ребенка и вызывают развитие инвалидности с детства.
Помощь, ранняя диагностика, медикаментозная и немедикаментозная терапия, в том числе раннее вмешательство, является неотъемлемой частью помощи больным с аутическими расстройствами, но определяющими являются сферы социального образования и социальной поддержки.
Факторная детерминация главных причин детской инвалидности обусловливает целесообразность формирования основных направлений и программ:
- дальнейшее развитие службы медико-генетического консультирования центров планирования семьи;
- улучшение качества медицинского ухода новорожденных с низкой и очень низкой массой тела при рождении;
- организация службы медико-социального патроната в семьях социального риска.
С целью совершенствования системы медико-социальной реабилитации детей Министерством здравоохранения запланирована разработка концептуальных основ развития социальной педиатрии как междисциплинарной области, задачей которой является оформление жизненного пространства ребенка в обществе с учетом состояния его здоровья.
На сегодняшний день в образовании детей с особыми потребностями есть две главных задачи.
Первое - это работа институтов неинклюзивного, специального образования. То есть это интернатные учреждения, специальные классы, специальные школы и т.д., которые на самом деле существуют. Сегодня нельзя говорить о перманентной ликвидации институтов, где предоставляется пока не инклюзивное образование. Переход к инклюзии в сфере образования в случае, если есть специальное образование, нужно вводить осторожно, исходя из интересов ребенка, который пока учится в неинклюзивном заведении.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)