План действий, предшествующий созданию индивидуального учебного плана
- состав команды - количество специалистов, которое обеспечит реализацию учебной программы и специальных услуг.
- действий, предшествующий созданию индивидуального учебного плана, определяет цели, средства, ресурсы, необходимые для изучения членами команды сильных и слабых сторон ребенка. Цель плана действий - получить комплексную оценку сильных и слабых сторон ребенка. Средствами достижения цели могут быть наблюдения, формальные тесты и опросы (педагогов, родителей, непосредственно детей).
- комплексной оценки сильных и слабых сторон ребенка. Созданию индивидуального учебного плана для ребенка с особыми образовательными потребностями предшествует определенный период оценки, который позволяет выявить особенности: поведения, учебных приоритетов, конкретных умений, а также общего уровня развития ребенка. Эта информация дает педагогу возможность соответствующим образом построить учебный процесс, удовлетворить потребности детей и способствовать их всестороннему развитию. Также следует проводить формальную оценку детей с использованием специальных методик, к которой должны быть привлечены родители и специалисты. Под оценкой следует понимать процесс сбора всесторонней информации о ребенке, который затем используется для определения сильных качеств ребенка и сфер, где он отстает. Цель процесса оценки - определение уровня развития ребенка, что дает возможность разработать соответствующие учебные планы и мероприятия. Процесс оценки детей с особыми образовательными потребностями должен быть комплексным, направленным и более точным, чем процесс оценки детей с типичным уровнем развития. Это необходимо для того, чтобы точно определить возможности ребенка и все сферы, где он нуждается в помощи.
- этому процессу оценки следует привлекать специалистов. Это должен быть непрерывный, коллективный процесс систематических наблюдений и анализа. Результаты, полученные в ходе только одного наблюдения только специалистом, не могут считаться достоверными.
- создания эффективного индивидуального учебного плана нужны совместные действия педагогов, родителей и специалистов. Следует заверить родителей:
- что при проведении оценки ребенка, анализа результатов работ внимание будет обращаться на сильные качества ребенка;
- что это процесс сбора информации, которая поможет педагогам и специалистам работать в интересах ребенка;
- что это средство для разработки индивидуального учебного плана, который будет полностью соответствовать потребностям ребенка.
- о ребенке можно получить из разных источников - от родителей, взрослых (включая тех, с кем ребенок живет), от самого ребенка, от специалистов, которые с ним работают и других. Специалисты могут помочь точно определить уровень развития и потребности ребенка. Существенно помочь при оценке ребенка могут специалисты (логопеды, сурдопедагоги, тифлопедагоги, медики, психологи и др.). После завершения процесса оценки все, кто принимал в нем участие, анализируют результаты.
- результаты комплексной оценки, необходимо перейти к разработке индивидуального учебного плана. В группу по разработке плана могут входить те же лица, которые принимали участие в процессе оценки. После того, как определены перспективные цели, члены команды переходят к общему планированию конкретных целей и задач на ближайший период.
Индивидуальный учебный план разрабатывается командой, в состав которой входят:
- педагоги, которые будут работать с ребенком;
- специалисты, которые будут привлечены к учебно-воспитательному процессу;
- родители ребенка;
- руководитель учреждения.
- команды при составлении индивидуального учебного плана:
- До начала первой встречи руководитель заведения собирает и изучает результаты оценки развития ребенка, встречается с отдельными педагогами, специалистами с целью составления перечня вопросов, которые будут обсуждаться на первой встрече.
- Руководитель учреждения назначает время и место проведения встречи, максимально удобные для всех членов команды.
- Руководитель учреждения проводит первую рабочую встречу по разработке индивидуального учебного плана.
- Важно совместно выбрать руководителя команды, он в дальнейшем будет планировать и назначать заседания, определять место собрания, извещать всех участников и тому подобное.
- Назначается встреча с родителями, чтобы представить и обсудить результаты оценки, рекомендации, пригласить к процессу составления индивидуального учебного плана.
Примерный план первой встречи команды:
- Целью презентации результатов оценки является определение особых потребностей ребенка для последующего составления индивидуального учебного плана.
- Напоминается о конфиденциальности информации, которая будет сообщаться.
- Представляется информация о возможностях и сильных сторонах ребенка, а не только о его проблемах.
- Предоставляется слово для презентации результатов всем, кто принимал участие в оценке сильных и слабых сторон ребенка.
- После всех выступлений участники высказывают свои мысли.
- Какие адаптации среды необходимо осуществить?
- Каких специалистов необходимо привлечь?
- Каково поведение ребенка, в каких изменениях оно нуждается для улучшения процесса обучения?
- Какой нынешний уровень достижений ребенка?
- В каких сферах развития необходимо оказать помощь?
- Сколько раз в неделю будут проходить занятия со специалистами или дополнительные занятия?
- В каких мероприятиях, кроме учебных, ребенок будет участвовать?
- Обобщается результат оценки, комментарии и вопросы.
- группы по разработке индивидуального учебного плана тесно сотрудничают и несут общую ответственность за решение о мерах, необходимых для успешного обучения ребенка.
- родителей к разработке и последующей реализации индивидуального учебного плана. Участие родителей в разработке индивидуального учебного плана чрезвычайно важное. Родители могут предоставить информацию о состоянии здоровья, развитии, интересах, особенностях поведения ребенка.
- практике привлечения семей есть случаи, когда родители не хотят участвовать в разработке индивидуального плана. Причины такого поведения могут быть разными: от нежелания уделять время своему ребенку, к недоверию членам команды.
- сотрудничества:
- До начала разработки индивидуального учебного плана предоставляется родителям больше информации о плане, его содержание.
- Знакомство родителей с членами команды и отмечается о конфиденциальности услышанной ими информации. Это даст родителям возможность чувствовать себя комфортнее.
- Ожидается информация от родителей, которая, по их мнению, является важной для разработки индивидуального учебного плана.
- Подписание родителями индивидуального учебного плана является важным шагом к его реализации. План считается принятым, если он согласован с родителями и подписан ими.
Инклюзия как профессиональное развитие
Инклюзия школьников с особенностями психофизического развития в общеобразовательные классы стала моделью, которой предоставляется преимущество во многих учебных заведениях. Польза инклюзивного образования для школьников становится очевидной в результате накопленных исследований. В то же время, некоторые авторы утверждают, что эта модель полезна и для учителей. В основе понимания инклюзивных классов лежит четыре составляющие:
- феномен «инклюзии» распространен во всем мире и не является временным явлением;
- учителя играют ведущую роль для этих школьников;
- в основе успешного обучения в инклюзивных классах лежат фундаментальные принципы эффективного учения;
- профессиональный рост учителей может быть главным преимуществом в общеобразовательных классах для инклюзии учеников с особенностями психофизического развития.
Инклюзия в контексте международного движения
Общеизвестно, что инклюзия - не только веяние, инклюзия становится международным движением, которое не ограничивается Северной Америкой. Соединенные Штаты, Канада, Великобритания, Скандинавские страны, Нидерланды, Австралия и Новая Зеландия - все эти страны были свидетелями изменений образовательной политики в направлении инклюзивных моделей образования учеников с особыми потребностями. Эти изменения отражаются в нескольких различных областях: издание результатов исследований, положений статей, документов, попытках реструктурировать школы, в инициативах обучения учителей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)