Игровые приемы обучения как средство формирования грамматических навыков
- социальной поддержки лиц с особыми потребностями в США строится на создании условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества. Согласно американской концепции «социальной справедливости» людей с особыми потребностями оценивают и воспринимают не через призму особых потребностей, а как граждан с другими возможностями. В американском образовательном пространстве сформирован комплекс нормативно-правовых документов, определяющих гуманистическую позицию по защите и поддержке инвалидов.
- , что в США идея внедрения инклюзивного образования трактуется как критерий социальной справедливости, а инклюзия обосновывается с точки зрения теорий оправдания и внедрения. Теория оправдания обусловливает причины необходимости инклюзивного образования, результативность которых определена целями, обстоятельствами, спецификой ситуативных условий применения. Теория внедрения сосредоточена на путях реализации инклюзивных технологий как совокупности научно обоснованных приемов образовательно-воспитательного воздействия на человека или группу людей.
- в организации специального образования США заключается в создании новой образовательной среды, которая соответствует потребностям каждого ученика, независимо от особенностей психофизического развития. В такой образовательной среде сосуществуют различные модели обучения (адаптивные учебные среды, интегрированный класс, максимизация образовательной коррекции, командная индивидуализация, кооперативное обучение, обучение, основанное на результатах учащихся). В основе моделей обучения лежит личностно-ориентированный подход к каждому ребенку с учетом всех его индивидуальных особенностей.
Своеобразное, качественно отличное от нормального развития, психическое развитие всех аномальных детей характеризуется общими закономерностями. Так, особенно в младшем школьном возрасте, им присуще снижение познавательной активности, связанное с нарушением нейродинамики психофизических функций, дефицитом информации, которую они получают, трудностями освоения умственных действий и операций. У аномальных детей выявлено снижение объема и скорости восприятия и переработки информации.
Эта закономерность распространяется на информацию, которая поступает не только поврежденными, но и другими анализаторами. У таких детей наблюдаются и речевые недостатки. Наряду с этим аномальные дети, составляют группы с определенными повреждениями (анализаторов или интеллекта), категории (с недостатками слуха, зрения, интеллекта, речи), типологические группы в рамках категории, которые имеют свои специфические закономерности развития психики. Работа психолога касается только детей с задержкой психического развития.
У детей с задержкой психического развития проявляются нарушения элементарных сенсорных процессов, хотя восприятие у них замедленное.
Нарушение адекватного восприятия наблюдается лишь в осложненных для этого процесса условиях. Такие дети испытывают трудности в запоминании, особенно словесного материала.
Задачей образовательных учреждений является развивающее влияние на аномальных детей. Важным для понимания путей ее решения является теоретическое положение о принципиальной возможности развития такого ребенка благодаря формированию у него высших психических функций, которыми, по современной терминологии, являются произвольные, регулируемые сознанием, формы психической деятельности и поведения, то есть психические образования высших уровней организации.
В отношении лица, отягощенного проблемами, эти функции анализируются в контексте понимания дефекта, его структуры и соответствующих компенсаторных путей развития. Именно дефект вызывает нарушение нормального становления психики человека, то есть вызывает аномальное развитие.
Становление высших интеллектуальных функций и личностных образований осуществляется, прежде всего, в процессе целенаправленного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка. Именно оно обеспечивает развитие личности в направлении предупреждения его дисгармонии, замедленности и удаленности от нормы. И чем раньше начата такая работа, тем весомее ее результат: существует больше возможностей предупредить возникновение вторичных пороков развития, которые позже необходимо будет корректировать.
При отсутствии такой работы усиливается отклонение аномального ребенка от нормы, становление его психики проходит медленно и неравномерно.
Аутизм и глубокие нарушения развития.
Аутизм и глубокие нарушения развития неопределенной природы имеют много общих черт. Как правило, они становятся очевидными у детей примерно в три года. Аутизм и глубокие нарушения развития – это неврологические расстройства, которые нарушают способность ребенка к общению, к пониманию языка, к игре и взаимодействию с другими.
Глухота, слепоглухота и нарушения слуха.
Глухота - это тяжелые нарушения слуха, в результате которых человек не способен воспринимать звуковую информацию в любых или почти любых формах.
Слепоглухота - это комбинированное нарушение органов зрения и слуха, при котором наблюдаются тяжелые нарушения развития, в частности коммуникативных навыков.
Нарушение слуха - это постоянное или временное ухудшение слуха. Люди с нарушенным слухом способны воспринимать определенные звуковые сигналы, в частности речь.
Отставание в развитии.
Диагноз «отставание в развитии» ставят детям в возрасте до восьми лет, у которых наблюдаются значительные задержки развития в одной или нескольких сферах.
Синдром Дауна.
Это одно из самых распространенных хромосомных нарушений, которое легко распознается и характеризуется нарушениями умственного развития. Синдром вызывается хромосомными нарушениями: в результате нарушения в развитии клетки, в которой насчитывается 47 (вместо 46 хромосом - как это бывает при нормальном развитии). Эта дополнительная хромосома меняет ход развития организма и, в частности, мозга. В большинстве случаев Синдром Дауна диагностируют во время хромосомного анализа, сразу после рождения.
Ортопедические недостатки
К ортопедическим недостаткам относятся тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата. Они негативно отражаются на учебных успехах детей.
Другие виды нарушения здоровья
К другим видам нарушений здоровья относятся разнообразные острые и хронические заболевания, которые влияют на жизнедеятельность детей, а также их учебные успехи.
Серьезные эмоциональные расстройства
О серьезных эмоциональных расстройствах можно говорить, если у ребенка в течение длительного времени наблюдаются следующие симптомы:
- ребенок не способен к обучению, и это не связано с состоянием его интеллекта, сенсорной системы или другими медицинскими факторами;
- ребенок не способен строить удовлетворительные отношения со сверстниками и взрослыми;
- у ребенка наблюдается несоответствующее поведение или странные чувства в обычных обстоятельствах;
- ребенок чувствует себя глубоко несчастным или находится в состоянии депрессии;
- личные или какие-то другие проблемы вызывают у ребенка страх или ухудшение физического состояния.
- или многочисленные недостатки.
- лица с тяжелыми нарушениями традиционно считались умственно отсталыми, так как не получали необходимого образования и поддержки. Когда таких детей привлекают к дошкольной программе, они нуждаются в постоянной многопрофильной помощи. У этих детей часто бывают и другие виды пороков, например, нарушение моторики и сенсорных систем, проблемы с поведением и т.д.
- виды нарушений способности к обучению.
- способности к обучению - это расстройства в одном или нескольких базовых психологических процессах, которые затрудняют понимание или использование разговорной и письменной речи. Они могут проявляться в плохой или несовершенной способности слушать, мыслить, говорить, читать или выполнять математические расчеты.
- речи могут вызываться потерей слуха, неврологическими расстройствами, задержками психического развития, травмами мозга, действием химических и наркотических веществ, физическими недостатками (расщелины губы и неба), неиспользованием языка. Однако в большинстве случаев причина таких нарушений неизвестна. Они бывают связаны с другими проблемами, например, аутизмом, задержками развития, церебральным параличом или различными видами неспособности к обучению.
- -мозговые травмы.
- мозга называют вызванные внешними физическими факторами повреждения, в результате которых наблюдаются общие или частичные функциональные и психологические расстройства деятельности мозга. В результате открытых и закрытых черепно-мозговых травм нарушается когнитивная способность, память, внимание, сенсорное восприятие, развитие речи и моторики, ухудшается способность к аргументации, абстрактному мышлению, решению проблем, меняется психосоциальное поведение, физические функции, процесс переработки информации и тому подобное. Этот диагноз не касается врожденных или дегенеративных изменений в мозге и травм при рождении.
- зрения и слепота.
- со зрением в большинстве случаев вызываются нарушениями функции глаз, а не их недостатками. Кроме того, ухудшение зрения может быть следствием некоторых дефектов и заболеваний (таких как ретинальная дегенерация, альбинизм, катаракта, глаукома, проблемы с глазными мышцами, дефекты роговицы, диабетическая ретинопатия, врожденные пороки глаз, инфекции и т.д.).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)