Унитарная система как адаптация к потребностям личности
Унитарная система требует, чтобы общество и образование адаптировались к потребностям личности, а не наоборот.
Исходя из этих идей, американские ученые-педагоги в своем исследовании об эффективных методиках преподавания утверждают, что любая инклюзивная учебная программа, которая отвергает разделение на категории, должна:
- принять мониторинг достижений и соответствующие методы оценки, которые включают также оценки учебной программы;
- использовать методологию, что ассоциируется с эффективным преподаванием и обучением (например, обеспечить учащимся упорядоченную и продуктивную среду, достаточно времени для обучения, систематическую и объективную обратную связь по успеваемости, структурированный учебный план);
- сосредоточить внимание на базовых умениях как на приоритетных участках для обучения (например, язык, речь, социальное поведение, математика, здоровье и безопасность);
- использовать определенные алгоритмы для определения реакции на индивидуальные потребности для всех учеников, а особенно для тех, кто нуждается в изменениях в их школьной программе;
- предоставлять дополнительные специальные услуги в условиях общеобразовательного класса;
- применять методологию для оценки академической успеваемости учащихся;
- использовать анализ критериев «цена - качество» для сравнения затрат с традиционными программами.
Растет количество практик, основанных на принципах инклюзивного обучения. Частично они заимствованы из опыта работы над эффективностью обучения в сфере общего образования и ее адаптации к обучению детей с особыми потребностями.
Ученые суммируют эти принципы следующим образом:
- Образовательная среда эффективных школ является упорядоченной, дисциплинированной и удобной.
- Цели и задачи учащихся являются содержательными, четкими, последовательными, периодически пересматриваются и обновляются.
- Достижения учеников признаются и часто вознаграждаются. Успеваемость учащихся подлежит мониторингу.
- Ученики активно участвуют в учебных задачах.
- Эффективные учителя адаптируют, модифицируют и создают учебные планы для своих классов, основные элементы которых интегрированы в целый ряд образовательных целей школы.
- Дирекция, учителя, вспомогательный персонал, ученики и родители в эффективных школах работают в атмосфере сотрудничества и открытого общения.
- Родители принимают активное участие в деятельности эффективных школ.
В штате Вашингтон, как и в большинстве штатов западной части США, в школах активно применяют модель интегрированного класса, что позволяет обучать учащихся, имеющих трудности в обучении, умственную отсталость и проблемное поведение с их одногодками с типичным развитием в общеобразовательном классе.
Овладение учебными принципами уже давно было отличительной чертой деятельности штата, а в конце ХХ века была принята новая модель обучения. Модель обучения, основанная на результатах учащихся, обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Обучение направлено на развитие индивидуальных возможностей каждого, а как приоритетная цель выделяется развитие интеллектуальных способностей. Привлекательность такой образовательной философии для учащихся с особыми потребностями заключается в том, что она базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание индивидуальных программ развития и альтернативных форм обучения. Исходная база модели строится на отслеживании и оценке не столько достигнутых знаний, умений и навыков, сколько на сформированности показателей ума (интеллекта) как личностных образований.
Дети с особыми потребностями, включая несколько детей с расстройствами спектра аутизма, учатся в инклюзивных классах в течение дня. Совместная работа учителей является ключевым ресурсом, ведь в школе работает мультидисциплинарная команда специалистов, которые обеспечивают полноценный учебно-воспитательный процесс.
Можно выделить ключевые элементы модели эффективной инклюзивной школы:
- преданность всех участников учебно-воспитательного процесса;
- планирование этого процесса;
- подготовка и обучение специалистов.
Первый элемент является ключевым, ведь именно сильная вера в ценность обучения детей с тяжелой формой нарушений развития наряду со сверстниками с типичным развитием является залогом их эффективной подготовки к полноценной жизни в обществе. Инклюзия работает, когда люди преданы ей. Преданность происходит из разных источников: родителей, руководителей и учителей. Признаками этих программ могут быть: использование ассистентов и вспомогательного персонала в классе; объединение педагогов общего и специального образования; консультации и техническая поддержка учителей; адаптация учебного плана и использования определенных стратегий обучения, таких как кооперативное обучение, обучение сверстников и методы, основанные на результатах.
Анализируя явление изменения образовательной парадигмы, а именно становления новой инклюзивной формы обучения, ученые предоставляют особое внимание новой роли учителя, который, по их мнению, является центральным действующим лицом. Весомым направлением работы учителя инклюзивного класса является формирование опыта социальных отношений, налаживание взаимодействия и общения детей с особыми потребностями с их сверстниками. Учитель сам должен научиться воспринимать каждого ребенка таким, какой он есть, научиться признавать его уникальность, неповторимость и научить этому учеников.
Подытоживая исследования американских ученых о роли учителя в инклюзивном классе, можно выделить следующие основные положения:
- Снятие ограничений с учителей. Педагоги, которые творчески относятся к инновационной деятельности, имеют широкие и содержательные знания о научных и новаторских подходах к обучению и воспитанию, владеют новейшими технологиями и создают собственные. Реализация творческого потенциала в инновационном процессе для многих из них является важнейшим ориентиром плодотворной деятельности.
- Сотрудничество и консультации между учителями. Педагогический коллектив школы, который работает над созданием системы обучения, которая бы обеспечивала образовательные потребности каждого субъекта образовательного процесса в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, должен работать в режиме обмена информацией и опытом.
- Привлечение учителей специального образования, вспомогательного персонала, внешкольных учебных ресурсов и родителей. С целью реализовать программу подготовки к жизни в благоприятной среде, используются альтернативные методики общения и оборудования для адаптации и удовлетворения индивидуальных потребностей всех учащихся.
Итак, инклюзивная модель образования предусматривает создание новой образовательной среды, соответствующей потребностям и возможностям каждого ученика, независимо от особенностей его психофизического развития, а также применение методик обучения, в основе которых – личностно-ориентированный подход к каждому ребенку с учетом всех его индивидуальных особенностей: способностей, различий в развитии, типов темперамента и т.д.
Процесс смены образовательной парадигмы имеет свои особенности и слабые стороны, поэтому целесообразно сравнить двойную и инклюзивную системы обучения на основе исследований ученых.
Общество, а точнее «этическое общество», является результатом человеческого выбора. Лица с особыми потребностями могут быть полноценными участниками жизни общества как граждане и члены семьи. Тот факт, что общество может приспособиться к лицам с особыми потребностями, вместо того, чтобы требовать, чтобы они приспосабливались, поднимает важные вопросы права и ответственности. Люди с особыми потребностями могут быть полезными членами общества, если оно сделает усилия, чтобы привлечь их к общественной жизнедеятельности.
Основная цель достижения качества образования учащихся в инклюзивных условиях базируется не только на экономике, законах и педагогике, но также на ценностях. Поэтому не менее четырех взаимосвязанных фактора способствуют достижению этой цели: широкий спектр социальных и экономических показателей, борьба за права людей с ограниченными возможностями, привлечение родителей и движение за школьную реформу, а именно переход от разрешения к инклюзивной системе образования.
Изменение образовательной парадигмы рассматривается как стратегия развития американского образовательного пространства, отражая тактику реализации образовательных технологий; технологии личностно-ориентированного обучения соотносятся с другими технологиями обучения как процессуальная часть дидактической системы в образовательном процессе и принадлежат к инновационным видам деятельности. Сущность модернизации системы образования заключается в переходе к новой инклюзивной системе образования, под которой понимается совокупность принципов, ценностных установок и способов организации образовательной деятельности, которые определяют угол зрения на образование: его цель, модель и образовательный идеал, адекватный антропологическим и социокультурным запросам общества.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)