- Швеция. Уровни и виды поддержки
Работодатели
Работодатели, которые нанимают людей с инвалидностью, имеют право на значительные субсидии. Они могут покрывать до 80% расходов на зарплату. Срок выплаты субсидий может составлять до четырех лет. Работодатели также могут получать от специалистов по сопровождению на рабочем месте консультации по трудоустройству людей с инвалидностью. Такие работодатели имеют право на сокращение налогов в объеме двух социальных взносов, которые платит работодатель. Чем дольше человек с инвалидностью был экономически неактивным, тем на больший срок сокращения может претендовать работодатель. В течение пяти лет это может составлять примерно половину общих косвенных затрат на рабочую силу. Кроме того, работодатель не обязан осуществлять выплаты в течение первых 14 дней отсутствия работника на рабочем месте в связи с болезнью, если этот работник ранее получал выплаты в связи с инвалидностью. Для повышения предложения на рынке труда и создания новых стимулов, которые поощряли бы людей с инвалидностью искать работу, также были введены налоговые кредиты. При необходимости можно получить технические средства и гранты на адаптацию рабочего места. В соответствии с новыми законодательными положениями, работодатель должен предложить работнику, который отсутствовал на работе по болезни более трех месяцев, другое рабочее место в своей компании. Работодатели создают ассоциации, с помощью которых они могут найти для работника, который больше не может выполнять работу в их компании, рабочее место в других компаниях, входящих в такие ассоциации.
Лица, которые ищут работу
Люди с инвалидностью могут участвовать во всех мероприятиях на рынке труда на равных условиях с другими лицами, которые ищут работу. Кроме того, если их работоспособность снижена или если они имеют функциональные ограничения, они могут получать дополнительную помощь от программы поддержки выхода на рынок труда и поддержки на рабочем месте. В течение процесса поиска работы и трудоустройства они могут получать помощь консультантов этой программы (специалистов по сопровождению).
Консультант сотрудничает с работодателем в течение первого периода после трудоустройства и отвечает за то, чтобы человек с инвалидностью получил помощь, о которой они договорились с работодателем. Иногда для этого может потребоваться, чтобы консультант в течение определенного времени лично присутствовал на рабочем месте клиента. Эта поддержка постепенно сокращается и полностью прекращается, если клиент может самостоятельно выполнять свою работу.
Начальная поддержка может предоставляться в течение шести месяцев, а дальнейшая поддержка - в течение года после трудоустройства или дольше. В течение вводного периода люди с инвалидностью продолжают получать такие же выплаты, которые им предоставлялись, пока они были зарегистрированы как безработные. В этот период человек с инвалидностью не считается занятым, но к нему применяются определенные положения Закона об условиях труда (безопасности и охраны здоровья).
Таким образом, работодатель отвечает за безопасные условия труда и предоставление оборудования для обеспечения личной безопасности, если работник с инвалидностью нуждается в этом. В течение вводного периода работодатель не должен платить зарплату работнику с инвалидностью, а работники должны быть застрахованы от несчастных случаев и смерти на производстве. Государство также может возмещать убытки, которые может причинить работник с инвалидностью.
Для того, чтобы предотвратить «ловушку безработицы», в последние годы в законодательство были внесены изменения, согласно которым людям с инвалидностью предоставляется гарантия, что государство не будет пересматривать размер их выплат, если они освобождаются от оплачиваемой работы. Они имеют возможность получать высокую зарплату и сохранять за собой выплаты в связи с инвалидностью. Так, если они зарабатывают меньше 42 800 крон в год, они продолжают получать выплаты в связи с инвалидностью в полном объеме, если больше - размер выплаты пропорционально сокращается.
Право людей с инвалидностью на восстановление выплат без всяких препятствий помогает им преодолеть опасения относительно неудач в трудоустройстве и о необходимости проходить длительную процедуру переоценки их состояния. Дополнительным преимуществом такой схемы для государства является то, что люди с инвалидностью платят налоги, которые приносят пользу для экономики и наполняют фонды, из которых оплачиваются услуги для людей с инвалидностью.
Государственная служба занятости Швеции начала реализацию кампании «Разгляди потенциал», которая поощряет работодателей обращать внимание не на инвалидность, а на умение кандидатов и повысить их готовность нанимать людей с инвалидностью. Для этого кампания убеждает работодателей, что люди с инвалидностью могут приносить много пользы на рабочем месте. В рамках кампании транслируется реклама на радио и телевидении, среди работодателей распространяются письма и брошюры, а консультанты доводят до них аргументы кампании в личном общении.
Другой проект был реализован Агентством координации политики по инвалидности Швеции (совместно с Национальной службой координации по вопросам психического здоровья). Оно провело национальную кампанию, направленную на службы массовой информации и подготовку целевых групп, например работодателей, работников здравоохранения и полиции. К реализации кампании привлечена широкая сеть людей, которые имеют собственный опыт переживания социально-психологических проблем и таким образом могут распространять сообщения кампании. После первых двух лет кампании была проведена ее оценка и установлено, что изменения негативного отношения и поведения по занятости людей с инвалидностью возможны.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)