- Швеция. Модели финансирования
Основная программа по поддержке выхода на рынок труда и поддержки на рабочем месте финансируется из национального бюджета (из средств, которые предназначены для реализации мероприятий по поддержке занятости). Также используется финансирование из региональных и местных бюджетов, а инновационные проекты могут получить финансирование из Европейского социального фонда.
Предоставление услуг - организационные аспекты
Основным субъектом, предоставляющим людям по инвалидности услуги по трудоустройству, является Государственная служба занятости. Клиенты могут обращаться в службу самостоятельно (как лица, которые ищут работу), так и получить направление от Администрации социального страхования (если человек с инвалидностью обращается за выплатой в связи с инвалидностью).
Сотрудник Государственной службы занятости проводит оценку готовности к работе и работоспособности заявителя и при необходимости направляет его в отдел Государственной службы занятости, отвечающий за поддержку выхода на рынок труда и поддержку на рабочем месте. Государственная служба занятости может передавать финансирования органам местной власти и неправительственным организациям для оказания соответствующих услуг людям с инвалидностью. Как и во многих европейских странах, в Швеции существует сеть провайдеров услуг по поддержке занятости.
Система по поддержке выхода на рынок труда и поддержки на рабочем месте предоставляет людям с инвалидностью сопровождение на рабочем месте и помощь в течение шести месяцев, но этот срок может быть продлен до 18 месяцев. Государственная служба занятости имеет хорошо отлаженную систему подготовки персонала, а повышение осведомленности персонала по вопросам инвалидности является важным приоритетом. Специалисты по вопросам сопровождения на рабочем месте проходят специальную подготовку. В их задачи не входит предоставление субсидий работодателям. Решение о таких субсидиях принимают специалисты по трудоустройству Государственной службы занятости. Функции распределены таким образом, чтобы специалист по сопровождению мог полностью сосредоточиться на вопросах способности человека с инвалидностью найти работу и не имел дела с финансовыми вопросами.
В результате проведения недавних административных реформ повышена способность Администрации социального страхования и Государственной службы занятости предоставлять эффективные и согласованные услуги по всей стране. Сотрудники этих учреждений сейчас имеют хорошие рабочие отношения, а также лучше осведомлены о деятельности и возможности обоих учреждений, в частности в том, что касается поддержки в возвращении к работе людей, которые получали выплаты в связи с болезнью.
Новые принципы политики предусматривают продолжение такого качественного сотрудничества и обмена информацией, особенно в проведении оценки работоспособности для различных целей: оценка, которую проводит Администрация социального страхования, которая касается преимущественно медицинских аспектов и определения права на получение выплат, а оценка Государственной службы занятости посвящена вопросам работоспособности и потенциала клиента.
Другим важным субъектом является Государственное агентство для лиц с инвалидностью, в котором создаются частично «защищенные» места для работников с инвалидностью и которое производит товары и предоставляет услуги в различных сферах: производство, сборка и упаковка, складирование и логистика, обслуживание земли и имущества, уборка и услуги для пожилых. Государственное агентство для лиц с инвалидностью дает работу 20 тысячам людей с инвалидностью примерно в 200 населенных пунктах в разных уголках Швеции, ее годовой оборот оценивается примерно в 7 млрд. шведских крон. Это государственная компания, цель которой - предоставлять людям с серьезной степенью инвалидности осмысленную работу, которая способствует их личному развитию.
В соответствии с законодательством, не менее 40% работников Государственного агентства для лиц с инвалидностью должны быть людьми с тяжелыми формами инвалидности. Также поощряется прием на работу людей, которые имеют несколько инвалидностей одновременно. Государственное агентство для лиц с инвалидностью получает субсидии из государственного бюджета, которые покрывают большую часть расходов на заработную плату работников. Многие люди обращаются в агентство именно по направлению Государственной службы занятости. Перед получением работы в Государственном агентстве для лиц с инвалидностью кандидат, как правило, проходит стажировку. Для человека, который ищет работу, центр занятости и Государственное агентство для лиц с инвалидностью совместно определяют четкие ожидания в трудоустройстве.
Примерно 60% работников имеют тот или иной вид физического ограничения. Остальные 40% имеют умственные ограничения, психические заболевания или социально-медицинские ограничения.
Требования к отбору клиентов / целевые группы
Отношение к людям с инвалидностью является таким же, как к другим соискателям. К тому же, к ним применяются аналогичные положения о социальной защите. Как указано выше, Администрация социального страхования может оценить состояние здоровья человека с инвалидностью, но для оценки работоспособности и получения услуг специалистов по сопровождению (если они необходимы) ей нужно обратиться в государственную службу занятости. После этого человек с инвалидностью получает доступ ко всем возможным услугам. Целевые группы охватывают людей с умственными ограничениями и ограничениями обучения, с психическими заболеваниями, физическими ограничениями, людей, которые не слышат или не видят, и наркозависимых.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)