Определение стиля материнского отношения у женщин, имеющих ребенка с пороками развития
Главное в диагностике материнского поведения женщин, которые имеют детей с пороками развития - это дифференциация определенных отдельных особенностей, потому что мы имеем дело с совершенно «другими», чем «обычные» женщинами, у которых другие социальные установки, ориентации и проблемы. Поэтому применение существующих методик и тестов не выделяет всех особенностей материнского поведения женщины, которая воспитывает ребенка с пороками развития. Например, вопрос «Вы переживаете что ребенок не получает успеха в жизни?» у матери ребенка с осложненной патологией вызывает недоумение и недоверие к диагностике.
В настоящее время не существует методики, которая бы позволила выявить особенности поведения матери аномального ребенка. Можно выделить главные потребности будущей методики для диагностики деформированного материнского поведения. Если обратиться к главным критериям любого теста - надежности и валидности, то нужная для диагностики методика должна обеспечивать, прежде всего, надежность - устойчивость процедуры опроса, относительно объектов. То есть нужно четко определить объект опроса, в данном случае это группы женщин, которые воспитывают аномального ребенка. Такие группы женщин имеют свои, особые социально-психологические характеристики, которые не «чувствует» обычная методика. Валидность (обоснованность любой процедуры измерения) содержится в однозначности, устойчивости полученных результатов относительно измеряемых качеств объекта, т.е. относительно предмета измерения, поэтому более важной необходимостью будущей методики является определение предмета исследования - качеств объектов, которые измеряются, то есть, в данном случае особенностей деформированного материнского поведения.
Задачи:
- Обосновать устойчивость результатов диагностики относительно определения объекта, критериев и предмета исследования.
- Сформулировать утверждение и алгоритм действий, которые позволят выявить особенности определенного стиля материнского отношения у матери аномального ребенка.
- Осуществить апробацию разработанного опросника и интерпретацию полученных баллов для определения стиля материнского отношения.
Для дифференциации определенных особенностей поведения матери аномального ребенка необходимо использование современных знаний о структуре, содержании материнской потребносно-мотивационной сферы и ее видоизменения, в случае аномалий у ребенка. Именно проявления видоизменения материнского поведения будут выступать в качестве исследуемого предмета. В современном научном пространстве материнство рассматривается как часть личностной сферы и определяется, прежде всего, как социальная роль женщины.
Кратко можно определить общие закономерности формирования материнского поведения следующим образом:
- Материнское отношение и особенности материнско-детских отношений формируют базовые основы личности ребенка на всех этапах его психического онтогенеза.
- Взаимодействие в системе «мать-ребенок» определяется особенностями выполнения матерью материнских функций, которые формируются на всех этапах его жизни.
- Материнские функции делятся на видотипичные, обеспечивающие выживание ребенка, как представителя вида и рода; конкретно-культурные, направленные на воспитание ребенка в соответствии с моделью конкретной культуры.
- Выполнение материнских функций обеспечено потребностями, которые относятся к материнской потребностно-мотивационной сфере женщины.
- Материнские потребности и материнское поведение инициируются определенными ключевыми стимулами, а именно:
- взаимодействием с ребенком - носителем гештальт младенчества;
- потребностью матери в защите и охране ребенка;
- материнским инстинктом, который имеет биологическую природу и формируется под влиянием конкретной культуры социума.
- Ключевые стимулы материнства вызывают у матери спектр положительных эмоций и переживаний, который закрепляется на психофизиологическом уровне. Мать желает переживать их снова и снова, что и формирует адекватное материнское поведение.
- Проявления материнского поведения зависят от норм и установок определенной культуры.
На поведение матери аномального ребенка влияют также еще два деформирующих фактора - нарушение эволюционно-ожидаемого образа ребенка и психотравма женщины от нарушения ожидания успеха в социальной роли матери, поэтому ее поведение может отклоняться от адекватного.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)