Система работы школ, направленных на защиту детей от сексуального насилия
Проблемой виктимности занимаются специалисты различных научных отраслей. Чаще всего виктимность понимается как особенность действий конкретного человека, чье поведение может быть провокационным и привести к совершению преступления. Так, установлено, что высокий уровень виктимности имеют дети, которые воспитываются в авторитарных семьях, а также таких, где родители мало времени уделяют отношениям с детьми, а сами отношения характеризуются эмоциональной холодностью. Таким детям свойственна, в частности, неадекватная самооценка, чрезмерная подозрительность, или наоборот - излишняя доверчивость и стремление к новым контактам, высокая тревожность, раздражительность. Кроме этого, установлено, что к виктимному поведению склонны не только дети, которые воспитываются в атмосфере авторитаризма и эмоционального отчуждения, но и дети, в отношении которых со стороны родителей осуществляется гиперопека. Таким детям свойственна беспомощность и инфантилизм.
Все указанные признаки присущи детям с нарушениями психофизического развития. Так, известно, что из-за неудачи и трудности в различных видах деятельности у детей с нарушениями зрения формируются такие негативные характерологические черты, как раздражительность, замкнутость, негативизм и тому подобное. Многим таким детям свойственна заниженная самооценка. Дефицит социальной приспособленности, эгоцентричные мотивы поведения, импульсивность, внушаемость отмечаются у детей с нарушениями слуха. Вторичными отклонениями при задержке психического развития является неадекватно завышенная самооценка, инфантилизм, эмоционально-волевая незрелость, повышенная внушаемость. Умственно отсталым учащимся свойственна безынициативность, неумение противостоять воле другого человека, повышенная внушаемость, неумение в достаточной мере осознавать ситуацию. Из-за повышенной внушаемости умственно отсталые подростки и молодые люди часто привлекаются к конфликтам и становятся орудием совершения правонарушений или преступлений. Что касается семейного воспитания детей с нарушениями психофизического развития, то общеизвестным является факт, что жизненные испытания и невзгоды, через которые приходится пройти родителям таких детей, создают напряженность внутри семьи, нарушают ее устойчивость. Между родителями возникают распри, ссоры, поиски виновных в рождении больного ребенка. Часто отец не выдерживает постоянного напряжения и уходит из семьи, потому значительный процент детей с нарушениями развития воспитывается в неполных семьях. В отношении родителей к особому ребенку распространена гиперопека, нереалистичное отношение и отторжение. Все это нарушает психическое здоровье ребенка, замедляет его общее развитие и социализацию.
Детям с нарушениями психофизического развития может быть присуще виктимное поведение. Следовательно, становится актуальным вопрос его профилактики. Исходя из логики построения учебно-воспитательного процесса, такая работа должна проводиться в трех взаимосвязанных направлениях: в процессе изучения общеобразовательных предметов, во внеклассное время и в процессе взаимодействия школы с семьей.
Первое направление частично реализовано в новой программе «Здравоохранение», которая была введена в соответствии с новым Государственным стандартом образования. Ученики рассматривают определение, признаки и примеры виктимного поведения; учатся распознавать ситуации, которые угрожают сексуальным насилием; отрабатывают алгоритм отказа от опасных предложений; знакомятся с положениями законодательства об уголовной ответственности за преступления сексуального характера. Также в рамках темы «Информационная безопасность» рассматривается влияние средств массовой информации на здоровье и поведение людей, моделируется безопасное поведение в сети Интернет, что особенно важно в условиях существования огромного количества сайтов с детской порнографией. Пропедевтическая работа предполагается в начальной школе. В 3 классе детей учат уверенно отказываться от опасных предложений. В 4 классе отрабатываются различные способы отказа, формируется умение сопротивляться давлению сверстников. Детей знакомят со службой «Телефон доверия» и учат им пользоваться. С темой «Информационная безопасность» дети впервые знакомятся в 5 классе. Они узнают об опасности разглашения личных данных и знакомятся с основами безопасного пользования Интернетом. Также дети узнают, к кому и как можно обратиться за помощью в случае опасной ситуации с незнакомцами на улице и учатся моделировать безопасное поведение с незнакомыми людьми. Таким образом, у детей формируются умения по совокупности внешних признаков определять опасный характер ситуации, оценивать и прогнозировать ее дальнейшее развитие и выстраивать свое поведение таким образом, чтобы не стать жертвой сексуального преступления. Ожидается, что полученные знания, а также приобретенные умения и навыки общения и безопасного поведения в различных жизненных ситуациях и видах деятельности будут способствовать формированию у детей умения распознавать намерения посторонних лиц совершить насилие, а также способности ухода опасностей.
Во внеклассное время актуальными направлениями профилактики виктимного поведения могут быть:
- содействие становлению и развитию личности детей с психофизическими нарушениями;
- укрепление и поддержка «образа Я» детей, их достоинства и самоуважения;
- развитие волевых качеств и эмоциональной устойчивости;
- формирование способности противостоять влиянию негативных факторов социальной среды;
- накопление опыта конструктивного поведения;
- формирование у детей адекватной самооценки.
Для развития социальной активности детей целесообразно привлекать их к ученическому самоуправлению, планированию и разработке сценариев проведения внеклассных мероприятий.
Важным направлением профилактики виктимного поведения детей должна быть работа с родителями, направленная на повышение их педагогической культуры, информирование по проблеме насилия над детьми, ориентацию на выстраивание практики взаимодействия с ребенком на основе принятия, доверия и уважения.
В результате проведения профилактической работы в определенных направлениях ожидается:
- активизация процессов самопознания и саморегуляции детей;
- выработка ими невиктимных моделей поведения, которые предупреждают насилие в отношениях;
- формирование у детей способности осознанного выбора поведения в различных ситуациях взаимодействия.
Таким образом, можно утверждать, что профилактика виктимности детей с нарушениями психофизического развития в определенной степени будет способствовать защите их от насилия вообще и от сексуального насилия в частности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)