Междисциплинарный и нейроонтогенетический подходы к психолого-педагогическому сопровождению детей с дисгенетическим синдромом
Окружающий мир кардинально изменился во всех сферах жизнедеятельности человека, что существенно сказалось на формировании адаптивных процессов у детей, юношества и взрослых и это требует дальнейшей разработки мероприятий и средств предупреждения развития дезадаптативных психофизиологических реакций. Перцептивно-когнитивное развитие детей сегодня происходит на качественно другой основе взаимодействий, и поэтому вполне понятно, что психосоматическая и психофизиологическая составляющие детерминации поведения ребенка, который растет и воспитывается в условиях компьютерной субкультуры, социальных проблем и миграционных процессов, предполагают активизацию и консолидацию нейропсихосоматических и психофункциональных детерминант онтогенетического развития. В настоящее время наблюдаются закономерные различия в консолидации определенных психофункциональных систем мозга в пренатальный период развития ребенка и на последующих возрастных этапах индивидуального онтогенеза в целом.
Основными задачами стало рассмотрение таких актуальных тематических вопросов:
- Обосновать целесообразность интегративного, междисциплинарного подхода к решению актуальных проблем специальной психологии и педагогики.
- Указать основные феномены в современной детской популяции и констатировать дрейф «нормы реакции» в контексте индивидуально-типологических различий.
- Осветить значение специфики формирования подкорковых образований мозга для детерминации особенностей индивидуальных путей психофизического развития ребенка.
Принципиально важной сущностью положений междисциплинарного подхода к решению актуальных проблем специальной психологии и педагогики на современном уровне научного поиска является стремление к тому, чтобы методология и методы исследования, описание и анализ наблюдений, интерпретация полученных результатов были не только междисциплинарными и системными, но и межтеоретическими. Только при этом условии, возможно интегрировать идеологические позиции различных отраслей антропологических знаний, которые объединяет системно-эволюционная парадигма. Весьма важной и неотъемлемой составной частью межтеоретического подхода является практическая направленность методов коррекционно-развивающего обучения, реабилитационных и абилитационных мероприятий и технологий, которые разрабатываются специалистами разного профиля. Крайне необходимо, чтобы теоретические изначально гипотезы и аксиомы, задачи, семантические построения и схемы, а также интерпретации сформулированных базовых положений и выводов специалистов соотносились с практическими результатами. А значит, следует подчеркнуть, что научно-прикладная реализация разработок в области рекреационной психологии должна оцениваться только за их эффективность, производительность и эвристичность внедрения практически полезных диагностических, профилактических, прогностических технологий. Еще совсем недавно, специалисты разного профиля успешно занимались практикой в своих узких научно-прикладных рамках. Но сегодня, когда состояние здоровья детского населения является катастрофическим и это вызывает беспокойство всех специалистов, участвующих в медико-психолого-педагогическом сопровождении психофизического развития ребенка, только межтеоретическая парадигма позволит повысить уровень профессиональной компетентности и четко определить организацию и содержание плодотворных междисциплинарных альянсов для решения актуальных проблем рекреационной психологии.
В настоящее время значительных успехов достигли клинические дисциплины, в частности неонатология, что дало шанс выживания тем новорожденным, которые этого шанса не имели, но комплекс возможных проблем отклонений от нормативных путей индивидуального развития остается с такими детьми и их родителями навсегда. Трагическое и вполне понятное желание родителей избежать нозологического диагноза приводит к тому, что они не обращаются в психолого-медико-педагогическую комиссию, где должны получить профессиональное заключение по результатам комплексного психофизиологического обследования, а посещают с целью улучшения психосоматического состояния ребенка узкопрофильных специалистов, практикующих в многочисленных центрах развития детей и Медицинских центрах. Но до настоящего времени еще точно не обозначена, даже профессионалами, карта таких территорий, как «онтогенез и дизонтогенез» психической деятельности, в особенности для детей раннего возраста. Поэтому только при условии ее четкого комплексного определения, опознания и детального описания специалистами различного профиля в контексте междисциплинарного подхода может быть реализована разработка методологии оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с различными вариантами психосоматического развития. При наличии интернет-ресурсов возможна трансляция всего арсенала знаний, относительно научно-теоретических разработок специалистов различного профиля. Благодаря этому сегодня на первый план выступает необходимость межпрофессионального взаимодействия для создания индивидуализированных схем коррекционно-развивающего обучения и реабилитации для каждого ребенка. В настоящее время огромное количество детей рождается с наличием перинатального поражения мозга, но специалисты психолого-педагогического профиля не всегда понимают специфику последствий этих поражений для психофизического развития ребенка на всех возрастных этапах его постнатального онтогенеза. Осознание современных антропологических знаний, научных достижений ведущих специалистов мира является необходимым теоретико-методологическим основанием для разработки мер оказания действенной специализированной психолого-педагогической помощи детям, в частности в условиях рекреационных учреждений санаторно-курортного и оздоровительного типов. Идет речь не об абстрактном теоретизировании, а о необходимости внедрения межтеоретической парадигмы, которая позволяет рассматривать закономерности типологии индивидуальных различий.
Накопленный значительный опыт психолого-медико-педагогического сопровождения психосоматического развития ребенка способствует выявлению вариантов дезадаптации, позволяет осуществить в настоящее время переход от узконаправленного профессионального уровня (клинического, психологического, педагогического, логопедического) на новый интегративный системный уровень - онтогенетический. Такой междисциплинарный по форме и межтеоретический по содержанию функциональный потенциал педагога-психолога имеет все перспективы реализации в рекреационной психологии не только в направлении своевременной диагностики и разработки методов коррекционно-развивающего обучения, но и в области возможного долгосрочного прогнозирования индивидуальных особенностей психосоматического развития ребенка и ранней профилактики отклонений в психофизическом состоянии детей. Интегративный подход в перспективе позволит определить границы профессиональной компетентности специалистов и срок их подключения в активное междисциплинарное взаимодействие при реализации психолого-педагогической помощи детям с различными вариантами индивидуального развития и избежать ошибок при внедрении методов коррекционно-развивающего обучения и разработки пропедевтических и реабилитационных мероприятий.
Специалистам разных специальностей, которые обеспечивают реализацию методов коррекционно-воспитательной работы в условиях специальных образовательных учреждений и учреждений санаторно-курортного типа, целесообразно осознать новое понимание причин и последствий модификаций онтогенетического процесса. В настоящее время альтернативы для междисциплинарного подхода не существует - ни для клиницистов, ни для педагогов, ни для психологов, ни для дефектологов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)