Эффективность оценивания
Чтобы оценивания было эффективным, необходимо:
- иметь четкое представление обо всех ожидаемых результатах обучения;
- применять различные методики;
- учитывать учебную ценность методик - собрать достаточное количество данных, работ, отражающих различные аспекты ученической успеваемости;
- чтобы его методики были справедливыми по отношению к каждому ученику;
- установить четкие критерии успеха;
- предоставлять учащимся обратную связь, подчеркивать сильные стороны их работы и обращать внимание на недостатки, которые требуют исправления;
- чтобы оно сопровождалось комплексной системой выставления оценок и предоставления отчетности.
Оценка для обучения (ОДО)
Учителя собирают и используют данные оценки в различных целях. Так, оценивание обучения или итоговое оценивание позволяет судить о достижениях учащихся путем их сопоставления с показателями сверстников или требованиями учебной программы. Данные итогового тестирования также часто является основой отчетности для родителей. Оценка для обучения помогает учителю понять характер учебной деятельности ученика, текущий уровень его знаний и навыков и определить эффективность своего преподавания.
В своей известной статье «Внутри" черного ящика "» («Inside the Black Box») Блэк и Уильям (1998) обобщают итоги более 250 исследований в различных странах за девять лет. Проведенный ими обзор свидетельствует о полезности этого подхода и подтверждает его значительный эффект для обучения. После сравнения результатов ОДО с другими технологиями ученые пришли к выводу, что она превосходит большинство таких мероприятий по эффективности причем это влияние особенно заметно в улучшении успеваемости отстающих учеников (Блэк и Уильям, 1998). На практике это означает, что систематическое внедрение методов ОДО способствует повышению академических показателей на один-два балла (Блэк, Харрисон, Ли, Маршалл и Уильям, 2003). Впоследствии эти выводы также подтверждались в трудах других исследователей (см., например, Мейзелс, Аткинс-Бернетт, Ксю, Николсон, Бикел и Сон, 2003; ОЭСР, 2005b; Родригес, 2004).
Подход ОДО ставит ученика в центр учебного процесса. Она отражает идею о необходимости партнерского взаимодействия учеников и учителей и о предоставлении возможности учащимся самостоятельно направлять собственное обучение. Соответственно, практика ОДО будет эффективной при условии, что учителя:
- Верят в способность каждого ученика учиться лучше;
- Убеждены в том, что учителя и ученики должны учиться вместе, а не отдельно друг от друга;
- Систематически собирают и анализируют данные успеваемости с конкретной целью;
- Вместе с учениками просматривают и обсуждают их прогресс и академические показатели;
- Поощряют учеников анализировать обучение друг друга и помогать в выработке единого мнения о достигнутом уровне успеваемости;
- Понимают, что обучение и продвижение вперед зависит прежде всего от мотивации и уверенности и что эффективные практики ОДО способствуют развития этих качеств;
- Создают учебную среду, в которой ученики могут выражать свои мысли свободно, без страха или смущения;
- Поощряют и моделируют процесс обмена идеями и активное слушание альтернативных точек зрения;
- Поддерживают учащихся в их обучении, помогая приумножать опыт успехов.
Применение практик ОДО на уроке помогает привлекать учащихся к активной учебной деятельности и полному усвоению материала. В соответствии с базовым принципом ОДО, улучшение успеваемости будет максимальным, если ученики понимают:
1) конкретные учебные цели, а именно: что они должны изучать и зачем; 2) Где они «находятся» сейчас относительно этих учебных целей; 3) каким образом они могут лучше учиться, чтобы их достичь.
В следующих параграфах рассмотрим ключевые практики ОДО, которые были очерчены в работе Блэка и Уильяма (1998) и с тех пор успешно внедряются в повседневной деятельности многочисленных школ.
Основные методы оценки для обучения Сообщение учебных целей и четких критериев успеха
Учебная цель точно описывает, что ученик будет уметь делать, понимать или знать результате выполнения учебной деятельности. Ученики также должны осознавать разницу между учебным заданием (что они должны делать) и учебной целью (чему они смогут научиться).
Учебную цель и критерии успеха следует формулировать на понятном для ученика языке. Существует несколько способов сообщение учебной цели и ее объяснение.
- Используйте визуальные подсказки и настенные графики для напоминания о учебных целях / критериях.
- В начале определенной учебной деятельности попросите учеников назвать своими словами или записать ее цель.
- Используйте наборы критериев для оценки знаний, которые являются распространенным инструментом для определения уровня успеваемости.
В печатных источниках и на образовательных сайтах размещено многочисленные примеры оценочных рубрик, а также шаблоны и советы по наработке собственных. Кроме этого, привлечение класса к разработке такого инструмента позволяет учителю и ученикам точнее осознать важные элементы знаний и навыков.
Обратная связь Качественная обратная связь дает ученикам понять, каким образом они могут повысить свой уровень успеваемости. Такая практика эффективна, когда:
- Ученики хорошо осознают, что обратная связь существует как метод, и конкретные замечания учителя призваны помочь им учиться лучше;
- Она предоставляется в контексте учебной деятельности;
- Она является постоянной составляющей обучения и преподавания;
- Обеспечивается в процессе и по завершении учебной деятельности;
- Предоставляется не в письменной, а в устной форме (комментарии, замечания, разговор с учеником)
- Сопровождается положительной мимикой, тоном и жестами;
- Она является четкой и касается не самого ученика, а его учебных целей;
- В ней подчеркивается важность и значение настойчивости ученика;
- Помогает ученику убедиться в том, что его действия правильны и что он на правильном пути;
- Она выражает общую оценку и содержит дополнительную информацию.
- Ученикам дают время подумать над комментариями учителя и возможность на них ответить;
- Поощряет ученика задавать вопросы, чтобы точнее понять свои учебные результаты;
- Свидетельствует о том, что учитель внимательно слушает ученика;
- Указывает на то, какими учебными подходами и стратегиями стоит воспользоваться ученику, чтобы улучшить свой уровень успеваемости;
- Она задает направление и определяет конкретную задачу, переводя ученика на следующий этап обучения;
- Обеспечивает достаточный уровень помощи, чтобы в дальнейшем ученик мог работать самостоятельно;
- Имеет целью поощрять и развивать интерес к обучению;
- Она используется в сочетании с опросом, моделированием и объяснением.
Взаимное оценивание и самооценки Научно доказано, что активное привлечение учеников к учебной деятельности положительно влияет на академические показатели. Иными словами, если ученики знают, что они должны изучить, если могут понять материал и выделить аспекты, над которыми нужно работать, то усваивают его значительно полнее, чем в ситуации пассивного восприятия и механического выполнения задач без осознания их значения, и учебной цели. Взаимное оценивание позволяет точнее понять цель и критерии успеха при анализе работы товарища. Перед тем, как предложить ученикам эту методику, учителя должны обратить их внимание на то, что взаимное оценивание:
- Это партнерское взаимодействие, когда ученики помогают друг другу улучшать свои учебные результаты;
- Не предусматривает сравнение себя с другими;
- Значит сравнение собственного текущего уровня успеваемости с предыдущими показателями.
Учителям также необходимо моделировать для учащихся следующие навыки:
- Точно формулировать критерии успеха для процедуры взаимного оценивания;
- Проявлять уважение к партнеру, корректно подбирать слова и способы построения комментариев;
- Активно слушать.
Другой фундаментальной составляющей учебной деятельности ученика является самооценки. Понимая технологию оценки собственной работы, ученики с ее помощью могут эффективно учиться и двигаться вперед. В этом заключается моя учебная цель? Где я «нахожусь» сейчас? Что мне нужно делать, чтобы ее достичь? Эти и другие подобные вопросы должны стать их внутренней привычкой. Определять учебные цели учителя должны совместно с учениками. Далее учащиеся самостоятельно регулируют собственную учебную деятельность, а педагог обеспечивает необходимую поддержку.
Для формирования у учащихся необходимых навыков и для содействия процессу самооценки учителям можно порекомендовать несколько стратегий, например,
- Образцы работ - предложите классу посмотреть ученические работы, соответствующие или не отвечающие критериям успеха. Их анализ поможет ученикам лучше понять эти критерии, требования к подготовке задачи и определить свои дальнейшие шаги:
- Портфолио;
- Дневники рефлексии;
- Наглядные подсказки.
Использование итоговых тестов для повышения качества обучения Итоговые тесты, в частности общегосударственные, часто считаются несопоставимы с практикой ОДО. Однако их результаты можно использовать как инструмент формирующего оценивания. Для этого данные такого тестирования необходимо подробно проанализировать и обсудить вместе с коллегами. В частности, как ученики справились с задачами, которые проверяют различные виды навыков? Или прослеживаются определенные четкие тенденции? Например, большое количество учеников получило низшие баллы по письму, чем по чтению. Далее, было ли среди тестовых заданий такие, с которыми значительное количество учеников не справилась? Что проверяют эти задачи? Затем необходимо определить причины такой ситуации, то есть перейти в следующий круг вопросов: «Учили ли учеников соответствующим навыкам? », «Понимают ли ученики, что требуется от них в разных тестовых задачах? », «Влияет ли форма представления тестовых заданий на результаты учеников? » и «Имели ли ученики достаточно практики в написании тестов? » и другие. Таким образом, более глубокое изучение результатов теста, не ограничивается общими баллами, позволяет наметить пути для улучшения качества обучения. Стоит также подумать над тем, как по итогам проведенного тестирования изменилась практика преподавания в вашей школе. Можно ли на материале теста (то есть исходя из знаний, умений и навыков, которые в нем оцениваются) разработать стратегии ОДО? Кроме того, стоит подумать над способами использования данных предыдущих тестов, привлекать учеников к их обсуждению, побудить их анализировать свои ответы на тестовые задачи, чтобы впоследствии на этой основе планировать обучение и преподавание.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)