Инклюзивное образование. Методы оценки.
Портфолио - отличный инструмент для проведения оценки на основе куррикулума. Концепция ученического портфолио довольно простая и широко применяется в педагогической практике, особенно на начальном этапе. Этот метод также эффективен для демонстрации учебной деятельности ученика и его достижений на уровне средней школы. Ученическое портфолио представляет собой подбор ключевых работ, которые демонстрируют прогресс в сфере заранее определенных целей куррикулума.
Портфолио выполняет двойную функцию. Во-первых, оно содержит конкретные свидетельство оценке на основе куррикулума. Когда учитель готовит письменную отчетность о показателях успешности родителям, то в своих выводах и комментариях может ссылаться на его материалы. Во-вторых, портфолио становится полезным при проведении встреч с родителями и учеником для обсуждения прогресса. Его содержание служит отправным пунктом для беседы, а ученик имеет возможность продемонстрировать родителям свои работы.
Однако, некоторые учителя не склонны использовать портфолио с целью оценивания, считая, что для них его заключения будет означать дополнительную работу. Это правда, принимая во внимание, что любая деятельность на уроке требует определенных усилий. Но большинство учеников, даже самых молодых, способны брать на себя ответственность за ведение и пополнение своих учебных портфолио под руководством учителя. В каком объеме педагог должен обеспечивать такое руководство - зависит от учеников (как правило, младшим ученикам необходимо больше помощи во всем). Но часто ведение потрфолио не нуждается в значительных усилиях со стороны педагога.
Ученическое портфолио требует уважительного отношения к себе, поскольку содержит собрание действий ребенка и в определенной степени отражает его уникальную манеру учиться. Кроме того, когда ученики видят, какое значение учитель придает этим материалам, они сами начинают относиться к портфолио с уважением и пытаются поддерживать их в надлежащем состоянии. Чтобы поощрить учащихся вести их должным образом, педагоги могут воспользоваться такими стратегиями:
-помогать определить, какие работы следует включить в портфолио и уже сам ученик решает, какие из них выбрать;
- поручить ученикам составить содержание своих портфолио на первой обложке;
- периодическое выделять в классе 5 - 10 мин для того, чтобы ученики могли обновить и организовать материалы в своих портфолио;
- регулярно отводить время на уроке (5 - 10 мин), чтобы ученики проверили портфолио друг друга, насколько хорошо они сформированы;
- использовать периоды «вынужденного отдыха» (например, когда учащиеся выполняют индивидуальные задания или работают в группах, не требуя активного участия педагога) для проверки отдельных портфолио.
Существуют различные форматы для ведения портфолио. Их можно хранить в папках на видном месте в классной комнате или класть в специальные коробки (по одной на каждого ученика). В общем, «вид» портфолио ограничивается только соображениями целесообразности, то есть оно должно содержать все, что необходимо для обеспечения потребностей ученического коллектива. Единственная общая составляющая - это указатель, который размещают на обложке или на отдельном листе в портфолио. В указателе нужно отметить:
- дата, когда каждую работу была добавлена в портфолио;
- говорящее название каждой работы;
- ссылки на задачу куррикулума, которой эта работа касается.
Вы можете выбрать любой вариант оформления учебных портфолио, но мы рекомендуем придерживаться единого формата для всех учеников в классе. Это облегчает работу с ними (поскольку ученики могут проверять портфолио друг друга) и позволяет стандартизировать деятельность педагога в процессе оценки и принятия решений.
Оценка на основе теории множественного интеллекта Гарднера.
В настоящее время большинство учителей хорошо знакомы с теорией множественного интеллекта (ТМИ) Гарднера (1983). Она полезна в контексте нашего разговора, однако сама по себе является достаточно комплексной темой и заслуживает более подробного рассмотрения, выходящего за пределы этой книги. ТМИ открывает перед учителями новые важные подходы для реализации оценки на уровне класса, помогает направлять процесс преподавания и отслеживать учебные достижения. Эта теория охватывает целый набор способностей, которые не подпадают под традиционное определение интеллекта. Сначала были выделены такие его виды: визуально- пространственный, логико-математический, вербально- лингвистический, музыкально ритмический, телесно-кинестетический, социальный. Впоследствии Гарднер (1999) также добавил натуралистический, экзистенциальный и духовный виды интеллекта, однако в отличии от первых семи, они пока не получили такой широкой популярности.
Гарднер выражает мнение, что в учебном процессе не требуется организовывать высоко структурированное оценивание на основе ТМИ, и подвергает сомнению валидность значительной части формализованных структурированных тестов, разработанных для оценки различных видов интеллекта. По его убеждению, для большинства детей свободный процесс познания в насыщенном и многоплановом среде класса, работающий по технологии Spectrum, или в детском музее уже сам по себе является достаточным, чтобы составить приблизительное представление о сформированности у них разных видов интеллекта на определенном этапе их жизни. Больше ничего не нужно, и, принимая во внимание вероятность дальнейшего развития этих интеллектуальных способностей, важно не переоценивать значение одного-единственного среза, сделанного на определенный момент (Вспомним о рекомендуемом Гарднером «примерном» подходе, а именно: каким образом педагог должен структурировать оценивание множественного интеллекта? Ученый описывает эксперимент по созданию многоплановой учебной среды в группе детского сада (Spectrum classroom), во время которого была обозначена перспективная модель оценки на уровне класса. В этой группе детей поощряли играть в определенном центре деятельности на выбор. Причем, в каждом таком центре внимание сосредоточено на каком- то одном виде интеллекта, что побудило детей применять его в процессе игры, выполнения задач и решения проблемных задач. Например, для выяснения развития музыкального интеллекта в одном из центров им предлагали поиграть на простых музыкальных инструментах и разучить песни. Каждый раз такое оценивание проводилось в естественном контексте (в группе), где дети чувствовали себя непринужденно и комфортно.
Тезис о возможности неформального оценивания видов интеллекта предоставляет значительную свободу учителям, которые желают работать в этом направлении.
Разумеется, сначала педагоги должны хорошо ориентироваться в этих интеллектуальных способностях и знать, как они проявляются в практической деятельности. Намереваясь оценить сильные стороны учащихся через призму ТМИ, учителя могут создать несколько центров деятельности, где каждый ориентирован на какой-то один его вид. Например, в центре для измерения телесно- кинестетического интеллекта ученики должны выполнять спортивные или танцевальные упражнения, которые предусматривают хорошую координацию и физическую ловкость. В центре для измерения логико-математического интеллекта они решать задачи с помощью различных алгоритмов. Следует отметить, что в каждом таком центре задачи и виды деятельности должны касаться почти исключительно какого-то одного вида интеллекта (направления), чтобы не спутать продемонстрированные учеником показатели его способностями в других сферах.
В работах других авторов даются советы по проведению более структурированного «аутентичной» оценки видов интеллекта (Белланка, Чепмен и Шварц, 1994). Аутентичный подход в оценке предусматривает максимально возможное воспроизведение ситуаций, с которыми ученики сталкиваются в «реальном мире» вне школы. Поэтому его считают практичным и динамичным способом оценивания, который позволяет использовать широкий диапазон традиционных и нетрадиционных методов в формировании полной картины потребностей ученика, его сильных сторон, интересов и мотиваций важную роль играет не систематическая, разрозненная информация при условии, что ее используют взвешенно и в сочетании с другими формами оценивания. Причем речь идет не только об учениках с особыми образовательными потребностями, наоборот, указанный метод, как и остальные описанные в этом разделе, подходит для всех детей. В нашем контексте под не систематической информацией подразумеваются данные, полученные в процессе неформальных бесед с учеником, его ровесниками, бывшими учителями, членами семьи и другими работниками школы. Оценка также охватывает все записи, которые вы время от времени делаете на уроках, неформальные оценочные шкалы и контрольные таблицы наблюдений.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)