Доступная среда: понимание процесса обучения и его влияние на процесс преподавания
Исследование функционирования мозга
Исследование функционирования мозга свидетельствуют, что высокоразвитые центры мозга, которые обрабатывают комплексную, абстрактную информацию, могут взаимодействовать с малоразвитыми центрами, активировать их работу, а также наоборот. Например, обучение учеников простым эмоциональным выражениям может происходить в контексте обсуждения различных эмоций и ситуаций, которые приводят к такому состоянию. Пополнение ученического словарного запаса может происходить в контексте реальной жизни, привычного для них. Наконец, ученикам нужно время и опыт (практика) для консолидации новых навыков и знаний для того, чтобы быстро их артикулировать. Можно сделать вывод, что исследования мозга подтверждают, что мы знаем из исследований в области педагогики: педагоги должны учитывать индивидуальные особенности учебных стилей. Преподавание языка для начинающих, различие учебных стилей могут не быть такими простыми - это индивидуальная сложная работа мозга, которая находится за пределами индивидуального контроля.
Сейчас педагоги-исследователи все больше внимания уделяют изучению функционирования мозга человека - как он работает во время выполнения конкретных учебных задач. Поэтому создается основа для понимания, что учебные модели уникальны. Через стимуляцию центров высшей умственной деятельности каждого школьника учитель может убедиться, что ученик и его мозг обрабатывают информацию.
Исследования подтверждают, что некоторые люди учатся, создавая связи с тем, что они чувствуют или наблюдают, как они воспринимают мир, постоянно спрашивая «Почему?». Другие люди учатся, слушая, анализируя информацию, рассматривая факты и, находя причины, которые стоят за происходящим. Другие обрабатывают информацию лучше, когда могут прикоснуться, или физически что-то создают; они хотят знать, как функционируют объекты, разбирая и собирая их. Другим нужно драматизировать свое обучение или искать возможности, скрытые в вопросе, «А если?». Эти вопросы характерны для конкретных стилей обучения. Эти учебные цели являются не только личными предпочтениями, они являются естественными путями, которые используют ученики для постижения информации.
Последние исследования показывают, что учебные стили человека могут меняться в зависимости от конкретной задачи или того, на каком учебном уровне находится ученик. Например, ученик может лучше учиться, когда сначала проговорит с кем-то определенную идею. После того как он становится более осведомленным, эффективность обучения может измениться; обучение может происходить быстрее, когда ученик читает, что-то пишет, наконец, пытается воплотить идею. Наиболее эффективные учителя сосредоточивают внимание ученика на том, как в целом реагировать на задачи и ее отдельные части.
Исследование физического и психологического воздействия стресса на процесс обучения свидетельствуют, что обучение является наиболее эффективным, когда информация закрепляется в разнообразном и значимом для ученика опыте. Этот подход является альтернативой лекторству и обучению из учебника. Он предусматривает доступную среду для обучения людей с ограниченными возможностями, личностно ориентированный подход; а также приспособление учителем методов преподавания, учебного содержания к индивидуальным учебным потребностям ученика.
Иными словами, учебный процесс может как улучшить учебную среду, так и сделать ее хуже. Ученики имеют собственную психологическую реакцию на классную комнату, которая светлая, яркая и, что самое важное, является безопасным местом для обучения, поскольку стресс препятствует процессу. Физическая среда должна быть гибкой так же, как и учебная программа; ученики должны иметь возможность двигаться и привлекаться к выполнению различных упражнений в составе разных групп.
Современные исследования подводят к пониманию, как повысить эффективность обучения и позволяют учителям улучшить условия обучения для учеников с различными учебными стилями и опытом. Для того чтобы лучше индивидуализировать обучение и удовлетворить потребности всех учащихся, учителя должны понимать преимущества от привлечения учащихся в процесс обучения, внедрения принципов активного обучения, обеспечения гибкости в обучении.
Обучение - это активный процесс
- Школьники являются активными исследователями, которые обрабатывают, анализируют и а апробируют учебный опыт. Ученики и учителя работают вместе для того, чтобы достичь взаимопонимания.
- Опыт формирует идеи. Мы осуществляем связь (мысленно) между опытом и тем, что изучаем; таким образом, взаимодействие является эффективным средством обучения.
- Физические упражнения и другой разнообразный опыт могут улучшить умственные функции, стимулируя различные части мозга, усиливая связи между нейронами.
- Каждый ученик эффективнее выполняет учебную задачу, соответствующую ему по уровню сложности: если очень много задач или они очень сложные, мозг «устает», и ученики усваивают меньше; если очень мало задач или они слишком легкие - мысли сосредотачиваются на более интересных вопросах.
- Эмоции являются важным катализатором учебного процесса; ощущение безопасности улучшает обучение.
- Люди учатся лучше, когда решают реальные жизненные проблемы. Обучение должно быть частью реального опыта, а не пассивной конструкцией фактов.
Обучение - это привлечение
- Обучение является естественным и постоянным; оно происходит постоянно для каждого из нас, когда мы получаем и обрабатываем информацию.
- Обучение предусматривает привлечение. Ученики хотят, чтобы их опыт имел смысл; им надо работать эффективно в своей среде - это основные инстинкты выживания.
- Обучение является кумулятивным и развивающим; ученики используют то, что уже знают, для того, чтобы строить новые знания.
- Обучение состоит как из сфокусированного внимания, так и с сознательного и подсознательного процессов восприятия. Мозг не только поглощает информацию, которая осознанно предоставляется, он также впитывает информацию, которая находится ниже уровня сознательного восприятия.
Обучение является индивидуализированным
- Ученики понимают мир со своей собственной, уникальной позиции; различные подходы к обучению стимулируют «активную обработку опыта».
- Ученические предпочтения надо рассматривать, когда учитель адаптирует преподавание к конкретным ученикам: для некоторых учеников полезны «зубрежки», для других - это просто подготовка к сдаче теста.
- Повторение и просмотр информации помогают ученикам минимизировать естественный процесс ее потери.
Обучение происходит в Доступной среде
- Ученики учатся эффективнее, когда чувствуют, что находятся в физической безопасности.
- Ученики готовы «рисковать» в процессе обучения, когда знают, что их уважают и принимают такими, какие они есть.
- Ученики учатся, когда знают, что их вклад оценят.
- Ученики лучше учатся, когда их успешность оценивают через положительную обратную связь.
Иначе говоря, активность, интерактивность, привлечение и гибкость обучения - эти характеристики присущи доступной среде для инвалидов.
Оборудование по доступной среде, товары для инвалидов и создания инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)