Множественный интеллект в преподавании
Образование было и остается одной из центральных тем впрограммах политических и общественных деятелей. При этом дискуссии по образовательным вопросам часто сосредотачиваются на результатах уровня знаний и недостатке высококвалифицированных педагогических кадров для работы в учебных заведениях. В соответствии с положениями Закона «Ни одного отстающего ребенка», школьный курикулум должен быть направлен на максимальное усвоение знаний. Поэтому в процессе преподавания учителям необходимо применять стратегии, которые ведут к повышению успеваемости. Здесь отражены результаты прикладного количественного исследования, в ходе которого сравнивались два отдельных подхода – традиционный метод иметод на основе теории множественного интеллекта (МИ). Рассматривается влияние каждого из них на уровень ученических достижений по математике. Результаты показывают, что оценки контрольной проверки знаний у детей, которые учились по принципам МИ, значительно выше по сравнению с баллами сверстников,которые работали по традиционной методике. Принятое сегодня новое определение концепции «обучение» вобрало в себя последние наработки исследований с трех разных направлений – познание, философия и мультикультурализм. В нем утверждается, что значимое,осмысленное обучение имеет место тогда, когда учащийся обладает определенной базой знаний, которая, при условии свободного ей оперирования, помогает понять мир,решать проблемы и принимать решения. Итак, если исходить из такого понимания этого понятия,курикулум должен сочетать два аспекта – содержание и процесс.Соответственно, такой курикулум делает возможным глубокое усвоение знаний, умений и навыков; привлекает учащихся к решению актуальных задач, касающихся реальной жизни, дает возможность работать с цельными (холистическими) задачами, которые способствуют осознанию связей между различными учебными дисциплинами; и опирается на имеющиеся знания детей. Эти идеи отражают существенные изменения в теории, методах и практике образования по сравнению с более ранними педагогическими принципами. Известно, что дети учатся иразвиваются различными способами, и поэтому эти сдвиги важно учитывать в стратегиях реализации учебного процесса. Изучались два подхода – теория множественного интеллекта (МИ) и традиционный метод, каждый изкоторых позволяет эффективно улучшать усвоение знаний по различным предметам школьной программы.Постановка проблемы.Цель исследования состояла в том, чтобы сравнить результативность обеих подходов к преподаванию математики в младшей средней школе и выяснить, действительно ли использование методик на основе концепции МИ обеспечивает высокий уровень успеваемости по сравнению с традиционным преподаванием. Одна из задач этой работы предусматривала обобщение и оценку ряда научных трудов, которые непосредственно касались исследуемой проблемы. Рассмотренные в этом исследовании методики отражают опыт одного учителя и являются результатом его проб и ошибок в процессе поиска оптимального метода для формирования у учащихся знаний, умений и навыков по своему предмету.
Результаты изучения исследований и публикаций по проблеме.
Интеллект скорее является понятием ценностного содержания, чем четко очерченной концепцией. С начала двадцатого века теории интеллекта,точнее общего интеллекта, привлекают внимание ученых ишироко обсуждаются в научных кругах. Общий интеллект – такой тип интеллекта, который отчасти задействован в решении всех интеллектуальных задач. Считается, что именно его (в отличие от множественного) измеряют стандартизированные тесты,например тесты оценки интеллекта (IQ) или тесты академических способностей. Исследователи считают интеллект общим потенциалом, который не зависит от предыдущего объема знаний. Некоторые ученые не соглашаются с тем, что об интеллекте можно судить лишь по баллам обычного стандартизированного теста типа «ручка бумага», на основании результатов которого выносится суждение обу дущих успехах ребенка в школе. Интеллект – это «обусловленная биологическими и психологическими факторами способность к обработке информации, которую можно активизировать в определенной культурной среде для решения проблем или создания продуктов». Эта концепция положила начало теории множественного интеллекта и ускорила ее формирование.
Множественный интеллект.
Теория предсказывает восемь четких критериев, представленных ниже. Интеллектуальная способность является продуктом деятельности мозга. Она должна прослеживаться в нашей эволюционной истории. Такая интеллектуальная способность должна быть представлена определенной базовой операцией или серией операций, которые ассоциируются с этой интеллектуальной способностью. Также, она может быть выражена системой символов. Для такой интеллектуальной способности должна быть характерна своя траектория развития, которая ведет к мастерскому владению ею. Ярким примером такой интеллектуальной способности являются вундеркинды, умственно отсталые люди, проявляющие незаурядные способности в определенной области («ученые идиоты») и другие выдающиеся личности. Наличие такой способности как независимой от других способностей должно подтверждаться данными экспериментальной психологии. Кроме того, она подтверждается психометрическими тестами. За последние несколько десятилетий специалист по когнитивной психологии из РАН, исходя из всего богатства умений и способностей человека, разработал теорию, которая получила название «теория множественного интеллекта». В ее основе лежит предположение о большом количестве различных талантов или знаний, способных обогатить жизнь человека и помочь ему эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Итогом исследований ученого стали восемь типов интеллекта:
1) визуально-пространственный – способность точно воспринимать визуально-пространственный мир и изменять предыдущие образы или манипулировать ими;
2) кинестетический – способность контролировать движения собственного тела и искусно оперировать физическими предметами;
3) музыкальный – способность создавать и воспринимать ритм,высоту тона и тембр, а также различать формы музыкального выражения;
4) межличностный – способность распознавать настроения,темпераменты, мотивации и намерения других людей и должным образом на них реагировать;
5) внутриличностный – знание собственных чувств,сильных сторон и недостатков, намерений и способность руководствоваться этим знанием для определения собственного поведения;
6) логико-математический – способность различать логические или числовые модели и понимать и выстраивать длинные цепочки умозаключений;
7) вербально-лингвистический – чувствительность к звукам, ритмам и словам; умение распознавать различные функции языка;
8) натуралистический – способность различать растения, животных, камни и другие явления окружающего мира подобно тем,которые используются для понимания природы и определения представителей флоры и фауны.
Таким образом, в области образования теория множественного интеллекта внедряется на уровне методики,согласуется с ее принципами и стандартами. Осуществлять методические изменения в курикулум необходимо таким образом, чтобы они позволяли использовать таланты учеников одинаковым способом, одновременно и за тот же промежуток времени. Ведь одни ученики предпочитают целостный (холистический) подход к обучению, а другие – аналитический; дети аудитивного, визуального, тактильного или кинестетического типов воспринимают, закрепляют и сохраняют полученные знания с помощью индивидуальных доминирующих каналов восприятия.
Учителю важно помнить о множественной природе интеллектуальных способностей. Исследователь приводит десять причин для обоснования этого принципа. Например, использование теории множественного интеллекта в обучении поможет лучше подготовить детей к сложным реалиям жизни завтра, курикулум необходимо сделать доступным для всех учащихся, а отдельное предметное направление должно стать интересным для детей и поощрять их к познанию. И это только три причины. В преподавании следует ориентироваться на способности детей и способы их обучения. С другой стороны, энтузиазм учителя и использование активных методов помогут сделать еще один шаг к повышению ученических достижений. В теории множественного интеллекта вместо вопроса о наличии у детей способностей вообще, на первый план выходит другое – в чем эти способности проявляются. Подавляющее большинство педагогов убеждены, что дети способны учиться. И теория множественного интеллекта не только отражает эту уверенность, но и предоставляет средства, методики для приближения их учебных успехов. Реализацию потенциала этой теории в образовании можно продемонстрировать на примере работы одного учебного округа. Там введена новая концепция обучения и уделяется большое внимание комплексной оценке его результатов. Оценивание осуществляется по целому ряду критериев на разных уровнях. Оно связано с реальной жизнью и учитывает особенности учебной деятельности. Кроме того, используются различные виды оценивания, позволяющие получать подробные и точные данные об объеме усвоенных знаний, умений и навыков и о самом процессе обучения. Педагогический коллектив одной из школ разработал курикулум на основе этих теорий. В нем акцент сделан на способности и таланты учеников. Этот курикулум предусматривает сквозное преподавание предметов с применением единого комплекса учебных стратегий. По результатам исследования пришли к выводу, что недостатки стандартизированного тестирования побудили учителей создать альтернативные методы оценивания, которые обеспечивают дополнительную информацию более качественного характера об ученических достижениях и эффективность преподавания. Любое тестирование – формальное и неформальное – должно быть аутентичным. В этой связи следует заметить, что теория множественного интеллекта и построенные на ее основе формы оценивания не противоречат цели стандартизированного тестирования. Они лишь обеспечивают набор альтернативных педагогических методик, которые помогут детям и учителям реализовать свой потенциал, способности и таланты параллельно с остижением целей курикулума.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)