Примеры планов уроков с использованием дифференцированного подхода
образец 1
Урок дифференцированный на основе.
Дифференцированная составляющая урока:
- уровень подготовленности учащихся
- интересы
- стиль обучения(виды деятельности и формы работы, которым ученик отдает предпочтение), учебные материалы(содержание)
- виды учебной деятельности (процесс), способы демонстрации приобретенных знаний, умений и навыков (продукт)
- учебная среда
Предмет: чтение. Класс: первый
Элемент образовательного стандарта: описание события или персонажа художественного произведения.
Основное понятие: описание события или персонажа художественного произведения.
Тема урока (обобщение): Понимание поступков персонажей художественного произведения помогает понять, как мы можем взаимодействовать с нашими друзьями.
Предыдущая работа: учащиеся учатся пересказывать рассказы, в том числе рассказывать о его основной идее,содержании, событиях и персонажах. Эти виды деятельности,используемые учителем, с учетом уровня подготовленности учащихся, помогают детям понять содержание рассказа.
Всем классом.
Учитель предлагает ученикам обсудить в парах, почему важно работать вместе для достижения общей цели. Это упражнение используется как вступление к основной части урока – работы с рассказом (выбранным из программы). После этого учитель объединяет учеников в три центра деятельности (разноуровневые группы).
Группа 1 - уровень подготовленности учащихся не соответствует первому классу (формирование знаний/навыков понимания текста).
Ученики этой группы плохо читают и нуждаются в помощи. Поэтому учитель читает им рассказы вслух или дети слушаютего аудиозапись на пленке или на компьютере. Затем, учитель предлагает им посмотреть слова, предложения и подумать над такими вопросами об отношениях героев:
1. Как дети помогают друг другу?
2. Что они делают?
3. Что означает выражение «подумать вместе»?
4. Какое событие в рассказе понравилось вам больше всего? Почему?
Учитель записывает ответы учеников и в конце урока зачитывает их для всего класса.
Группа 2 – уровень подготовленности учащихся соответствует первому классу(применения/анализ).
Дети читают рассказ по очереди, а потом обсуждают его. В частности мысль о том, что люди объединяют свои усилия для достижения определенной цели. Далее они рисуют два круга и подписывают их именами персонажей. В первом круге ученики записывают поступки одного героя, а во втором –то, что делает второй персонаж.Далее между двумя кругами ученики записывают различные варианты,каким образом эти два героя могут «думать вместе и создать одну мечту на всех» (иными словами, между двумя кругами они записывают их общие характеристики). По завершении задания дети должны быть готовы представить свои круги перед всем классом.
Группа 3 – ученики по своему уровню подготовленности опережают первый класс (синтез/оценка).
Участники этой группы читают рассказ про себя и обсуждают, каким образом друзья в нем взаимодействуют. После этого они должны предложить другие виды деятельности, которые были бы уместными для этого рассказа. Ученики записывают три события так, чтобы придуманная ими последовательность отвечала представленному образцу. Дети могут придумать более одной последовательности и записать их, отделяя каждые три действия от трех следующих определенной ключевой фразой, возможно рифмованой. После завершения работы учащиеся должны быть готовы поделиться своими наработками со всем классом. Оценка: каждая группа должна была работать надмзадачей, предназначенной специально для нее. Поэтому,наблюдая за работой учащихся, учитель должен учитывать их деятельность в группах и участие в совместном обсуждении и обмене мнениями в конце урока. Дети должны продемонстрировать понимание событий и поступков героев рассказа. Для оценивания можно использовать рубрики, которые ученики получают в начале задачи.
Пример 2
Урок, дифференцированный на основе:
дифференцированная составляющая урока:
- уровень подготовленности учащихся
- интересы
- стиль обучения (виды деятельности и формы работы,которые ученик предпочитает)
-учебные материалы(содержание)
- виды учебной деятельности (процесс)
- способы демонстрации приобретенных знаний, умений, навыков (продукт)
- учебная среда.
Предмет: чтение. Класс: третий.
Элемент стандарта: чтение/применение
Основное понятие или общая идея, которую должны усвоить ученики: сопоставление и сравнение новой информации из прочитанного произведения с уже имеющимися знаниями способствует лучшему ее применению.
Тема урока (обобщение): одни и те же идеи, в зависимости от литературного жанра, часто освещаются по-разному.
Главная идея – помощь другим – становится понятной благодаря ознакомлению с произведениями различных жанров. На этом уроке ученики рассматривают идею помощи другим так, как она описана в произведениях жанра фэнтези (например, в одной из книг о Гарри Поттере). Ученики работают в разных центрах обучения в соответствии с индивидуальными учебными стилями. Каждый цент робучения получает специальные задания, которые ориентированы именно на его участников. Работая над ними, дети смогут лучше понять идею помощи другим в процессе сравнения рассказов фэнтезийного жанра с реалистичным изображением этой темы.
Группа 1 - акцент на визуально-пространственный интеллект.
Учитель предлагает детям визуально изобразить идею помощи другим, сравнивая ситуацию фэнтезийного произведения с соответствующим эпизодом в реалистическом рассказе (выбирается из программы). Ученики могут нарисовать диаграмму в форме паутины или на рисунке изобразить главную идею помощи другим и различные способы ее предоставления. Например, они воспользуются сюжетом из серии романов о Гарри Поттере, чтобы показать, как Гарри, Гермиона и Рон заботились о Хергиде и помогали ему. Далее, они сравнивают его с тем,как дети с реалистического рассказа (выбранного из программы)помогают другим. Впоследствии ученики могут обсудить свои рисунки в своем центре обучения или со всем классом (или устроить выставку рисунков в классе).
Группа 2 – акцентна аудиальное восприятие
Учитель предлагает детям прослушать отрывок из фэнтезийного рассказа на компакт-диске о том, как герои помогают другим. Затем дети должны назвать основную мысль этого отрывка, объяснить, каким образом оказывается помощь, и сравнить этот эпизод с описанием подобного случая в реалистичном повествовании. Дети выполняют эту задачу устно при обсуждении в группе. Каждый участник группы должен высказаться. Учитель записывает ход обсуждения на аудио пленку,а затем проигрывает запись для учащихся.
Группа 3 - акцент на кинестетическое восприятие
Учитель предлагает учащимся выбрать сценку из произведения в жанре фэнтези, в которой герой помогает другому лицу,разыграть ее. Затем они должны поставить такую же сценку на основе подобной ситуации с реалистичного повествования. Во время импровизированного представления ученики должны показать, как тема помощи рассматривается в различных рассказах. Во время работы над двумя различными сценками каждый участник группы должен побывать в роли актера.
Группа 4 – акцент на межличностное восприятие.
Учитель предлагает ученикам объединиться в пары и придумать вопросы для интервью на тему помощи другим. Далее дети должны провести два интервью – одно с героем фэнтезийного произведения и второе с героем реалистичного повествования. Во время интервью один из партнеров может играть роль героя одного произведения, а затем другой будет представлять себя героем второго рассказа. Главная тема разговора – помощьдругим. После работы в парах учащиеся должны рассказать о результатах своих интервью товарищам из их центра обучения.
Оценивание.
В каждом центре обучения дети работают над задачей, соответствующей доминирующему стилю обучения его участников (в нашем случае для определения стилей обучения была использована теория множественного интеллекта)
Учитель должен внимательно наблюдать за работой в группах. Рекомендуется использовать рубрику, которая поможет ученикам сосредоточиться на задании. Поскольку все эти операции осуществляются параллельно, то вероятно, что демонстрация результатов работы в центрах (состоящих из учеников с похожим стилем обучения) станет поводом для дальнейшего коллективного обсуждения, за которым учитель также сможет наблюдать и оценить его.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)