Аккомодации и модификации в дифференцированном преподавании
Важной составляющей определения практики преподавания есть знания педагога по применению аккомодации и модификации для учеников с трудностями в обучении. Ученики, которых учитель выделяет в отдельную группу (на этапе анализа индивидуальных особенностей), определяя их как таких, которые имеют определенные трудности в усвоении содержания учебной программы, требуют дополнительных аккомодаций и модификаций. При этом важно выяснить, способен ученик усваивать понятия учебной программы и/или его трудности связаны с другими аспектами учебной деятельности (например, он плохо читает или пишет). Часто аккомодация является необходимым условием успешного обучения детей с особыми потребностями.
К модификациям относятся: изменение продолжительности периода обучения, изменение учебной среды, ресурсов, материалов, формы представления задач или оценивания с учетом особых потребностей учащихся.Приведем несколько примеров.
На уровне материалов и ресурсов:
• Использование параллельных ресурсов другого уровня сложности.
• Использование печатных и других материалов, например фильмов, видео и аудиозаписей, сценок- зарисовок.
• Использование ресурсов, созданных учителем и учениками.
• Использование ресурсов общества.
• Использование альтернативных учебных материалов, например диктовки текста для записи другим лицом, запись на диктофон, рисование картинок, увеличенные или уменьшенные материалы, компьютер, калькулятор, материалы для манипулирования, прозрачные накладки для работы с учебником.
• Использование адаптационных устройств, например держатель для мела, адаптированные ножницы, карандаши увеличенного размера, маркеры, ручки с возможностью стирания написанного, угловой дырокол, функция проверки орфографии в текстовом редакторе компьютерной программы.
• Использование указателей строк на листе бумаги, отдельных клеток в тетради, миллиметровой или бумаги с рельефными строчками.
• Подготовка карточек с «окошками», чтобы демонстрировать только одно слово или одну строку.
• Отвод большего пространства на листе для написания ответов; обозначение объяснений и ключевых слов маркером или другим цветом, уменьшение объема информации на одной странице.
• Адаптация материала учебника путем обозначения определенного текста различными цветами, например зеленым.
• Новая лексика, розовый – пределение, желтый – факты, имена, даты и тематические предложения, определенным образом обобщают весь материал.
• Обеспечение кабинок для занятий, чтобы уменьшить влияние отвлекающих факторов.
• Внедрение системы помощи по принципу «равный – равному », когда другой ученик помогает товарищу организовать свое рабочее место и подготовить нужные материалы к уроку.
• Ведение конспекта под копирку, чтобы избежать переписывания.
На уровне форм и методов преподавания:
• Привлечение ровесников для оказания помощи, волонтеров; проведение урока двумя или более учителями.
• Предоставление информации и задач на раздаточных материалах, чтобы меньше времени тратить на переписывание.
• Предоставление (при необходимости) материала в меньшем объеме, который ребенок может обработать; уменьшение количества математических примеров/задач на одной странице; сокращение задач; предварительное использование графических организаторов, которые помогут направлять внимание ученика во время чтения.
• Использование сигнальных жестов.
• Повторение задач, объяснений и представление их в разной форме: устной, письменной или в аудио-записи.
• Просьба к ученикам повторить объяснение/задание.
• Расположение недалеко от ученика.
• Выделение маркером ключевых мыслей в тексте учебника.
• Использование картинок и конкретных материалов.
• Предоставление ученику возможности выполнить подобную деятельность под руководством учителя перед началом занятия.
На уровне задачи и оценки:
• Предоставление ученику возможности выполнить задание в произвольной форме (по собственному выбору). Например, ученики могут предоставить отчет по-разному: подготовить радиопередачу, составить письмо-характеристику, написать письмо автору, предложить свой вариант завершения рассказа, предоставить критический отзыв, создать модель, кроссворд, диафильм, короткую сценку, визуальную временную шкалу.
• Дать учащимся дополнительное время для подготовки письменных задач.
• Дать возможность отвечать устно на вопрос экзамена.
• Разрешить отвечать на меньшее количество вопросов.
• Разрешить привлекать другое лицо-писца.
• Давать контрольные для выполнения дома.
• Поручить другому ученику или помощнику делать нужные записи вместо ребенка.
Планирование аккомодаций и модификаций помогает учителю заранее определить, какие материалы будут использованы учениками, как лучше построить урок (на основе индивидуальной, групповой или фронтальной работы), в каком виде ученики должны отвечать на вопросы (выполнять задание); подобрать типы упражнений и виды деятельности, продумать варианты их выполнения, ожидаемые результаты и тому подобное. Важно помнить, что внедряя аккомодации и модификации, учитель создает условия для привлечения детей к работе над темой урока и помогает им работать над задачами. Когда возникает потребность в аккомодациях и модификациях для учащихся с особыми потребностями, учителю следует не просто определить целесообразные аккомодационныетипыдля отдельных детей, но и разумно распределить свое время и силы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)