Дифференцированное преподавание в инклюзивном классе. Введение.
Из года в год в обычных классах общеобразовательных учебных заведений увеличивается количество учеников с особыми образовательными потребностями. Ученический контингент становится более разнообразным, отчетливо прослеживаются особенности когнитивного, эмоционального, физического и коммуникативного развития школьников. Поэтому педагоги чаще сталкиваются с тем, что традиционные подходы в организации учебного процесса не дают возможности эффективно работать с детьми с более широким диапазоном учебных различий. Перед учителями встает задача обучать более разнообразный ученический контингент, удовлетворяя потребности всех детей, в том числе и с нарушениями психофизического развития, ожидания родителей и растущие требования общества. По мнению специалистов, решить эту проблему можно с помощью дифференцированного обучения. Дифференцированное преподавание рассматривается как концептуальный подход и практическая технология специфической организации учебного процесса. Этот подход дает педагогу возможность учитывать различия между учениками и обеспечивать оптимальный и результативный учебный процесс для каждого из них. В дифференцированном преподавании с самого начала предполагается, что все ученики разные, а значит, задача учителя состоит в том, чтобы выявить эти различия, соответствующим образом адаптировать учебный процесс и обеспечить эффективный и оптимально полезный учебный опыт для всех. Такой подход к преподаванию, ориентированный на потребности детей, является очень перспективным в обучении всего многообразного ученического коллектива. Благодаря внедрению дифференцированного обучения обычная программа обучения массовой общеобразовательной школы станет доступной для детей с особыми потребностями, они смогут успешно овладевать содержанием обучения, быть активными участниками учебного процесса и, что самое важное - достигать максимальных (для каждого) результатов. В пособии представлена программа курса «Дифференцированное преподавание в инклюзивном классе», а также теоретические и учебно-методические материалы к нему, базирующиеся на современных мировых научных исследованиях, в частности российских ученых по проблемам инклюзивного обучения, способствующие совершенствованию профессионального мастерства педагогических работников, обучающихся в высших учебных заведениях и заведениях последипломного педагогического образования.
Для комплексного обзора всех аспектов дифференцированного обучения пособие структурировано таким образом, чтобы предоставить возможность ответить на вопросы, наиболее часто возникающие у педагогов. В частности: что такое дифференцированное преподавание? Чем оно отличается от традиционной преподавательской практики? Какую имеет научную основу? Как планировать дифференцированное преподавание в условиях современного класса? Как ввести технологию дифференцированного обучения в ежедневную практику учителя? Что можно дифференцировать в процессе преподавания? Что и как адаптировать и модифицировать? Как на практике выглядит дифференцированное преподавание в классе? Как планировать уроки с использованием дифференцированного обучения? Как удовлетворять потребности всех учеников?
Ответы на эти и другие вопросы представлены в двух разделах: «Дифференцированное обучение: обеспечение систематизированного подхода к обучению с учетом различий учащихся с особыми потребностями» и «Реализация подходов дифференцированного обучения в инклюзивном классе». В каждом разделе выделены ключевые положения, позволяющие ознакомиться с принципами дифференцированного обучения, овладеть новым набором техник и приемов, которые можно использовать для практического воплощения дифференцированной модели преподавания, создать собственный набор методических средств для дифференциации своего преподавания и создания учебной практики, доступной для всех учащихся. Для преподавателей, планирующих учебную программу по вопросам дифференцированного обучения, предлагается учебно-тематический план с ориентировочным количеством часов, определенных для лекционной, самостоятельной и практической деятельности слушателей. К каждому разделу прилагается перечень контрольных вопросов, материалы для семинарских и практических занятий. В заключительных главах помещены статьи, знакомящие с международным опытом и освещающие результаты научных исследований по вопросам дифференцированного преподавания.
Курс «Дифференцированное преподавание в инклюзивном классе»тесно связан с другими курсами «Введение в инклюзивное образование»,«Оценка в инклюзивном классе», «Сотрудничество в инклюзивном классе», «Лидерство и инклюзивное образование». Вместе с ними предложенный курс составляет целостный блок теоретико-методологических и учебно-методических основ инклюзивного обучения, позволяющийосвоить сущностные понятия и умения, методические приемы и техники (преподавательский инструментарий), стратегии планирования уроков на основе оценки и дифференциации, навыки командного сотрудничества со специалистами, родителями, обществом, умение использовать рефлексию как средство профессионального совершенствования и тому подобное.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)