Дифференциация процесса оценивания
Дифференциация происходит также и в момент проведения оценивания. Процесс оценивания требует проведения необходимой адаптации для того, чтобы ученики продемонстрировали именно те навыки, которые оцениваются. Учитель может выяснить уровень знаний учащихся различными способами. Отдельные требования учебной программы, как, например, понимание понятия «конфликта» в социальных науках, ученик может продемонстрировать визуально, устно, письменно или инсценировать. Если программой не предусмотрено выполнение определенной задачи письменно, то во время такого оценивания ученики с трудностями письма будут иметь одинаковые шансы с другими своими сверстниками. Хотя оценивание не всегда требует дифференцировки обучение или ресурсов, оно оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие учащихся и соответственно, на природу и дифференциацию дальнейшего преподавания через содержание, процесс и продукт. Поэтому результаты оценивания должны быть достаточно точными и подробными, чтобы на их основе выстраивать целесообразные советы.
Планирование процесса оценки для дальнейшего дифференцированного обучения.
Зачем оценивать?
• Чтобы предоставить учителям возможность определить следующие шаги улучшения обучения учащихся;
• чтобы разработать индивидуальный учебный план и проинформировать родителей о достижениях ученика в соответствии с поставленными целями.
Что оценивать?
• Успешность и учебные потребности каждого ученика касательно определенных в учебной программе целей;
• Вкаком объеме учащиеся могут применять ключевые понятия, умения и навыки, связанные с установленными результатами.
Какими методами?
• Ряд методов для различных ситуаций, демонстрирующих знания и умения учащихся;
• Ряд методов, которые оценивают и результат, и процесс различными способами.
Обеспечение качества
Использование информации
• Точность и постоянство наблюдений и интерпретации обучения учащихся;
• Четкие и детальные ожидания от обучения;
• Точные и подробные записи для описательнойобратной связи каждому ученику.
• Дифференцировать преподавание, постоянно проверяя, как результаты ученика соответствуют целям учебной программы.
2.2. Технологии дифференцированного преподавания – адаптации и модификации содержания, процесса, продукта, среды.
О дифференцированном преподавании можно говорить, как о подходе, который демонстрирует: принятие учителем разнообразия ученического коллектива (разные уровни базовых и текущих знаний учащихся, их подготовленность, учебные интересы); навыки педагога по организации процесса обучения учащихся с различными учебными возможностями в условиях одного класса; стремление учителя продвигать учащихся на более высокий уровень, обеспечивая им личный успех и предоставляя необходимую поддержку.
Дифференцированное преподавание это «ответ» учителя на потребности учащихся (готовность к обучению, учебные интересы, особые учебные потребности и т.д.), которая происходит на уровне содержания, процесса и продукта (конечных результатов). Планируя дифференцированное преподавание, следует принимать во внимание:
• содержание – что ученики должны усвоить и каким образом они получат информацию;
• процесс – виды учебной деятельности, которые выполняют ученики для осмысления и усвоения содержания;
• продукт – то, что дает ученикам возможность применить, закрепить, углубить и усовершенствовать приобретенные знания, умения, навыки (произведения, проекты, определенная деятельность и ее результаты и тому подобное);
• учебная среда – как происходит работа на уроке, какая на нем царит атмосфера.
Дифференциация содержания.
Для учеников, которые отличаются своими особыми учебными потребностями, ключевым в процессе обучения является способ дифференциации, который чаще всего состоит в получении доступа к учебному материалу через его содержание. Доступность содержательного наполнения учебной деятельности считается ключевым элементом дифференциации. Дифференциация на уровне содержания сочетает цели, задачи и ожидаемые (учебные, развивающие, социальные) результаты, которых планируется достичь. Именно баланс между целями и задачами определяет уровень дифференциации содержания.
• Для поддержки содержания обучения используется видоизменение определенных элементов и материалов. Речь идет о действиях, понятиях, обобщениях, принципах, установках и навыках. Изменения, которые можно наблюдать в дифференцированном классе, чаще всего проявляются в том, каким образом ученики получают доступ к обучению. Доступ к содержанию рассматривается в качестве главного требования.
• Задания и задачи связываются с целями обучения. Авторы дифференцированного обучения считают чрезвычайно важным связывать цели и задачи обучения. Задания часто формулируются как последовательность этапов нарастающей сложности, в результате чего возникает континуум задач по формированию навыков. Меню, определяющееся задачами, облегчает каждый следующий этап обучения для учащихся, имеющих разный уровень.
• Обучение направлено на овладение понятиями и ориентированное на соблюдение соответствующих принципов. Учебные понятия должны иметь широкое назначение, а не быть сфокусированными на мелких деталях или безграничных фактах. Учителя должны концентрировать внимание на понятиях, принципах и навыках, которыми должны овладеть учащиеся. Содержание обучения должно содержать одни и те же понятия для всех учеников, однако меру их сложности необходимо варьировать в соответствии с возможностями разных учеников.
Дифференциация процесса.
• Последовательно используется гибкая системам разделения на группы. Очень важно применять гибкие методы формирования групп. По мере овладения знаниями или новым материалом, ученики должны взаимодействовать друг с другом и совместно работать. Учителя могут проводить предварительное обсуждение основных идей содержания со всем классом, после чего следует работа в малых группах или парах. При выполнении определенных задач группы учащихся могут сами направлять свою работу или же это может делать учитель. Порядок создания групп не должен быть устойчивым. В качестве одного из базовых элементов дифференцированного обучения, формирование групп и перегруппировка должны быть динамичным процессом и меняться в зависимости от содержания, проекта и результатов периодического оценивания.
Управление классом идет на пользу ученикам и учителю.
Для эффективной работы в классе с использованием дифференцированного обучения учителя должны тщательно одходить к организации и выбору методов обучения.
Дифференциация продукта (результата учебной деятельности).
• Важным требованием являются начальные и текущие оценки готовности и успехов учеников. Тщательное предварительное оценивание ведет к функциональной и успешной дифференциации. Предварительное и текущее оценивание предоставляет учителям информацию, на основе которой они могут успешно применять определенный набор учебных стратегий и механизмов поддержки, учитывая разнообразные потребности, интересы и способности, которые выявлены у учеников. Оценивание может быть формальным и неформальным, включая интервью, опрос, оценивание результатов учебной деятельности, а также более формальные процедуры оценивания.
• Ученики являются активными и ответственными исследователями. Учителям следует помнить, что каждое задание, которое предлагается ученикам, должно быть интересным, захватывающим и доступным для понимания, усвоения и выработки навыков.В то же время, ребенок должен чувствовать, что перед ним стоит определенный вызов.
Изменение ожиданий и требований к ответам учеников. Задания, которые решают ученики, могут быть дифференцированными, чтобы школьники с различными возможностями могли продемонстрировать или проявить свои знания и понимание по-разному. Хорошо структурированный продукт (задание, упражнение и т.д.) позволяет использовать разнообразные формы исполнения и альтернативные процедуры проверки, а также предусматривает различные степени сложности, типы оценки и выставления баллов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)