Методика формирования самоконтроля аутичных детей
Одним из условий формирования самоконтроля умственно отсталых дошкольников является специальное представление «зон компетентности» для самостоятельного контроля личной деятельности, образования ярких наглядных конфликтов между результатом проверки задания, выполненного взрослым и самим ребенком. Поэтому обязательным является создание в процессе обучения игровой атмосферы, приобщение компонента контроля и различных видов задач, предлагаемых детям. Это будет способствовать формированию у умственно отсталых дошкольников представлений о необходимости систематической самопроверки любого выполняемого ими действия. В свою очередь, осознание дошкольниками самого факта необходимости контроля облегчит в дальнейшем перенос усвоенного способа самоконтроля на другие ситуации и будет способствовать совершенствованию их деятельности в целом.
Условия развития самоконтроля:
- специально организованная работа, направленная на осознание функции образца как средства контроля;
- переориентация ребенка с контроля результата на контроль способа действия.
Методика коррекционно-педагогической работы предусматривает два этапа:
- первый - работа, направленная на осознание детьми факта необходимости самоконтроля в различных ситуациях;
- второй - обучение аутичных детей дошкольного возраста выполнению действий проверки через систему задач познавательного характера. Овладение действием контроля требует такого построения обучения, при котором само действие и его осознание дошкольниками с интеллектуальным дефектом становится специальным заданием всего учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения проверочным действиям необходимо использовать различные формы организации деятельности: индивидуальную, групповую и фронтальную.
В разработке, моделировании, привлечении аутичных дошкольников к ситуациям, требующих использования самоконтроля, необходимо учитывать следующие требования:
- осуществлять выбор содержания и материала ситуации в соответствии с уровнем имеющихся знаний и представлений умственно отсталых дошкольников;
- обеспечить эмоционально-чувственное восприятие детьми предложенного содержания ситуации;
- широко использовать разнообразные наглядные и вербальные средства в процессе обыгрывания ситуации;
- обеспечить содержательную динамичность ситуаций, требующих действий контроля;
- организовать проверочную деятельность дошкольников таким образом, чтобы сделать возможным перенос сформированных знаний и представлений о самоконтроле на практику личных действий.
Организация учебных занятий предусматривала индивидуальную и групповую формы. Первая серия состояла из занятий, в процессе которых педагог акцентировал детей на важность самоконтроля и необходимость его осуществления во всех случаях. Это достигалось путем расширения личного жизненного опыта ребенка с использованием беседы, рассказа. Использовались серии сюжетных рисунков различного содержания, на примере которых ребенок имел возможность убедиться в необходимости проверять себя, свои действия.
Вторая серия учебных занятий была направлена на практическое усвоение ребенком функций контроля. Решение такой задачи обеспечивалось способом моделирования ситуаций с обыгрыванием ситуаций проверки, в которых ребенок специально выполнял роль «контролера». На одном из таких занятий дети наблюдали за процессом деятельности взрослого, анализировали и оценивали результаты этой деятельности. Так, в изготовлении елочных украшений взрослый демонстрировал несколько вариантов процесса осуществления своей деятельности без добавления контроля, что проявлялось в таких фактах: спешка, невнимательность в процессе выполнения, игнорирование ошибок в процессе получения промежуточных результатов, забывание проверить свою работу в конце выполнения задания. Педагог приглашал детей к активному коллективному обсуждению результатов, просил делать выводы, мотивировал детей через систему вопросов-подсказок:
- Допустила ли я ошибки?
- Почему я допустила ошибки?
- Что я должна сделать, чтобы не было ошибок?
- Что мне надо сделать с ошибками?
- Что мне поможет их исправить?
- Зачем мне нужна проверка?
- Зачем мне нужен образец?
На занятиях третьей серии в игровых и познавательных ситуациях определялись эффективность проведенного обучения, полнота и точность представлений о необходимости использования самоконтроля умственно отсталыми дошкольниками. Суть задачи состояла в том, чтобы совместно с ребенком сделать анализ поражений героев в таких ситуациях, где они проявляют свое неумение контролировать и правильно оценивать свои действия и поступки. Длительная работа, направленная на расширение и обогащение жизненных впечатлений детей с помощью моделирования ситуаций, чтения специально составленных рассказов, проведения игр и занятий с элементами самоконтроля. В процессе взаимодействия с ребенком, учитывая его инертность к познанию новых действий, дефектолог незаметно ставил его перед необходимостью вводить в свою речь слова-ориентиры и словосочетания-ориентиры контрольных действий:
- «Нашел ошибку»;
- «Исправил ошибку»;
- «Проверил себя»;
- «Проверил, нет ли ошибок»;
- «Посмотрел на образец»;
- «Проверил по образцу»;
- «Проверил, что выполнил верно».
В конце последнего занятия педагог побуждает ребенка к выводу, что решить эту задачу без проверки, а также совершить какое-либо действие или операцию без проверки невозможно.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)