Формирование саморегуляции и самоконтроля у аутичных детей
Самоконтроль - это способность личности контролировать свою деятельность, действия, поведение и поступки, которая связана с проявлением активности и самостоятельности в совершенствовании работы, которую она выполняет. Физиологическим механизмом самоконтроля является ориентировочно-исследовательская реакция человека во время фиксирования и исправления ошибки.
Контроль начинается с возникновения ориентировочной реакции и продолжается до момента полного совпадения образца с результатом действия. Владение ребенком самоконтролем является чрезвычайно важным показателем личности, а для аутичных детей - это существенная возможность стабилизации собственных страхов, переживаний, агрессии, стереотипов, криков и тому подобное.
У лиц с аутистическими расстройствами самоконтроль формируется средствами специального (коррекционного) воздействия, и лучший период для его формирования - ранний и дошкольный возраст.
Существуют такие виды самоконтроля: предварительный, бегущий, ориентировочный, исполнительный, опережающий, процессуальный, планировочный, пооперационный, итоговый, корректирующий.
Условия, обеспечивающие формирование и реализацию самоконтроля:
- выделение самоконтроля как специального действия;
- организация взаимоконтроля;
- насыщенность педагогического процесса ситуациями, которые требуют самоконтроля.
Предпосылки самоконтроля:
- активность;
- самостоятельность;
- наблюдательность;
- готовность к самоконтролю - как качество личности;
- умение, ориентируясь на образец, следить за выполнением задания, планировать операционные действия, находить и исправлять ошибки;
- знание о обобщенных способах проверочных действий, специфических операций;
- мотивы, установки на контроль своих действий.
Самоконтроль - это контроль качества своих действий, который синтезирует сферы познавательных и эмоционально-волевых психических действий. Самоконтроль аутичного человека таит в себе:
- способность самостоятельно следить за собой, своими мыслями, поступками;
- умение находить, анализировать и предупреждать ошибки;
- способность критически оценивать процесс работы, исправлять ее недостатки;
- умение использовать в проверке работы сравнения, сначала тотальные, а затем выборочные, с переходом к выводам (характерно для поздних этапов самоконтроля);
- осознанную регуляцию и планирование деятельности;
- контрольное действие, которое служит операционным механизмом перцептивных процессов;
- качество личности, связанное с проявлением ее активности и самостоятельности.
С психическими процессами человека самоконтроль связан следующим образом:
- в памяти сохраняется образец для проверки и образ контрольного действия;
- самоконтроль способствует развитию мышления;
- с помощью самоконтроля совершенствуются мыслительные действия;
- благодаря самоконтролю осуществляется осознание будущей работы для предупреждения возможных ошибок.
Самоконтроль рассматривается как отдельная деятельность аутичного человека в системе саморегуляции, выделяются ее специфические структурные компоненты:
- наличие образца действия, правил, требований, информации, которые выступают эталонами самоконтроля;
- наличие контрольного (проверочного) действия в процессе и в результате выполнения задания;
- наличие акта сравнения результата с эталоном;
- наличие оценки в процессе сравнения;
- выбор программы коррекции ошибок;
- реализация программы коррекции ошибок.
Также можно выделить следующие этапы или компоненты самоконтроля:
- Самоконтроль на этапе принятия задания (опережающий самоконтроль):
- ребенок принимает задание со всеми требованиями к исполнению;
- его принимает частично;
- не принимает вовсе.
- Самоконтроль в процессе выполнения задания (текущий самоконтроль):
- ребенок ориентирует процесс выполнения задания на все выдвинутые требования, замечает и исправляет ошибки во время выполнения работы, задает уточняющие вопросы;
- ребенок ориентирует процесс выполнения на неполный набор требований, замечает и исправляет отдельные ошибки, допускается ошибочные действия;
- не ориентирует процесс выполнения задания на требования, выполняет работу по-своему, ошибок не замечает, не исправляет их.
- Самоконтроль результата выполнения задания (итоговый самоконтроль):
- ребенок устанавливает соответствие работы предъявляемым требованиям, замечает и исправляет ошибки, может указать причины допущенных ошибок;
- устанавливает соответствие результата только отдельным требованиям, исправляет отдельные ошибки, не может объяснить причину появления ошибки;
- не устанавливает соответствия результата отдельным требованиям, исправляет отдельные ошибки, не может объяснить причину появления ошибки;
- не устанавливает соответствия выполненной работы заданным требованиям, не замечает допущенных ошибок, не обладает способом проверки и самопроверки работы.
Эти критерии относятся к операционному компоненту самоконтроля и являются наиболее важными в определении уровня и особенностей самоконтроля у умственно отсталых детей дошкольного возраста. Проблема формирования контроля в дошкольном возрасте у аутичных детей заключается в том, как обеспечить передачу функции контроля от взрослого ребенку.
При этом надо:
- изучать самоконтроль как с исполнительной стороны, так и с мотивационной;
- постоянно поддерживать личностную мотивацию аутичного ребенка, расширять и совершенствовать терминологию контрольных действий на доступной и конкретной информации, привлекательной для каждой аутичного ребенка;
- в разработке методики формирования самоконтроля руководствоваться принципом моделирования деятельности детей, в структуре которой на первый план вынесены действия контроля;
- начинать формировать самоконтроль с внешних (материальных) опор и заканчивать (при условии усвоения ребенком всех форм контрольного действия) на этапе внутренней речи.
Необходимые условия формирования навыков самоконтроля у аутичных детей:
- умение последовательно, поэтапно сравнивать личные действия с образцом;
- умение проверять и оценивать выполняемую работу, сравнивать результат с образцом.
Особенности усвоения действий самоконтроля аутичными дошкольниками:
- недостаточное развитие непосредственного эмоционального общения и мотивированного плана предметной и предметно-игровой деятельности;
- умственно отсталые дошкольники не используют в процессе выполнения задания своих знаний для обобщения предметов по признакам, не понимают содержания задачи, которая дается в словесной форме;
- они испытывают трудности в ситуациях, требующих самостоятельного планирования личной деятельности, то есть начинают работу без необходимой ориентации в ней, не руководствуются конечной целью задачи;
- самостоятельно не находят своих ошибок, если взрослые не указывают на них, не могут исправить;
- рассеянные в процессе чтения и письма;
- в основе неверных ответов на вопросы умственно отсталых дошкольников лежит их импульсивность, а не настоящие трудности, связанные со снижением познавательной деятельности;
- не пытаются достичь определенных результатов;
- не умеют чувствовать работу инструментов;
- не обладают достаточной точностью рабочих движений;
- у них отмечается узость контрольных осмотров изделия;
- недостаточное количество пауз констатирующего самоконтроля;
- во время работы часто отходят от правильно начатых действий, которые выполнялись раньше, к тому же переносят их в неизменном виде;
- выбрав способ действия, который не приводит к нужным результатам, аутичный ребенок продолжает им пользоваться и не ищет новых способов достижения цели;
- постепенно аутичный ребенок отходит от нужного решения, делает при этом много ошибок, выполняет действия, которые не имеют ничего общего с поставленной целью.
Особенности самоконтроля аутичных детей:
- действие контроля, которое производится аутичным ребенком, характеризуется недостаточностью развернутости, освоенности и точности;
- без педагога проверочная деятельность сразу распадается;
- аутичные дети останавливаются на ошибке и не исключают неверных вариантов действий;
- при проверке задачи не замечают ошибок, потому что ориентируются на несущественные признаки, сопоставляя предмет с образцом;
- выполняя задание, они полностью теряют к нему интерес;
- получив задание проверить результат, не понимают, чего от них требуют;
- при полном несовпадении результата и образца не находят разницы между ними;
- дают неадекватную оценку результату своих действий;
- аутичные дети изучают и контролируют окружающую среду совершеннее, чем то, что касается задачи и ее проверки.
Для значительной части аутичных детей четырех-семи лет трудности самоконтроля связаны:
- с неумением ориентировать свою деятельность на полный набор требований, предъявляемых к ее выполнению;
- с недостаточным усвоением конкретных способов проверки в процессе текущего самоконтроля;
- с отсутствием мотивации, которая обеспечивает осуществление проверки результата;
- с неумением зафиксировать свои действия и дать им оценку.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)