Психолого-педагогические условия преодоления аутизма
В катанамнезе (возведении всей информации о больном, собираемой по окончании начального наблюдения за ним) аутичных людей, которые прошли долгий и сложный путь коррекционного воспитательного процесса, есть как профессиональные, так и личностные достижения.
Поскольку самостоятельно избавиться факторов, влияющих на особенности их личности, аутичные люди не в состоянии, их коррекционное развитие должно осуществляться по таким специально созданным психолого-педагогическим условиям:
- учет индивидуальных особенностей ребенка, характера семейного воспитания, этнопсихологического стиля семьи и ее ориентации на позитивное развитие аутичного ребенка;
- понимание всеми участниками социальной коммуникации с аутичным ребенком (родителями, родственниками, друзьями семьи, тренерами и другими людьми, окружающими ребенка) возможности действия негативных факторов их личного влияния на мировосприятие, возникновение страхов, фобий, агрессии и самоагрессии ребенка;
- предотвращение процесса уединения ребенка как такового, который всех устраивает и, кстати, объясняет использование аутичным ребенком особых средств воздействия - провокаций и манипуляций - как основных и сознательных инструментов достижения желаемой цели;
- определение структуры индивидуальной деятельности ребенка по его основным компонентам: мотивы, установки, планирование, выполнение, результат, проверка, исправление ошибок;
- учет степени значимости личной деятельности ребенка для удовлетворительного психофизического состояния (настроения, тонуса, общения, речи, поведения, приобщения к игре и т.п.);
- сопровождение, поддержка и развитие индивидуальной деятельности или действий ребенка во избежание аффективных проявлений и обеспечения совместного эффективного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- определение и использование умений, знаний и навыков аутичного ребенка в организации и проведении основных сенситивных видов деятельности;
- активизация познавательной деятельности ребенка во время прогулок на природе, просмотр телевизионных программ, к которым у ребенка сформировалась мотивация;
- вербализация всех практических действий ребенка, процессов его жизнедеятельности и поощрение к сотрудничеству с другими людьми;
- использование нравственного опыта близких людей, понятного для аутичного ребенка, в процессе коррекционного воспитания;
- предоставление возможностей пользоваться средствами альтернативной коммуникации, не нивелируя их при этом диалогическими средствами речи;
- интеграция аутичного ребенка во все общественные мероприятия, которые создаются и предлагаются для детей государством;
- создание «экологической среды общения» с аутичным ребенком, которая соответствовала бы уровню его понимания различного типа ситуаций и мотивировала желание быть участником учебного, игрового, творческого, коммуникативного процесса;
- обеспечение непрерывного, систематического, согласованного и скоординированного между специалистом и родителями (опекунами) полноценного эмоционально окрашенного процесса жизни аутичного ребенка с учетом уровня его тревожности, возможностей речи и понимания нюансов ситуаций, в которые его привлекли;
- предупреждение возможных тревог, страхов, неадекватных реакций аутичного ребенка на незнакомую ситуацию или непонятное для него поведение людей;
- стимулирование речевых, интеллектуальных, творческих, спортивных тенденций развития аутичного ребенка и формирование его когнитивных и креативных стилей;
- понимание людьми, которые окружают ребенка, его внутреннего состояния, которое всегда экстраполируется на его деятельность (действия), поведение и общение.
Принципиально важным для реализации этих условий является учет социально-психологических параметров межличностного взаимодействия взрослого, который организует и обеспечивает процесс коррекционного воспитания аутичного ребенка и в полной мере отвечает за его конечный результат.
Формирование чувства успеха в развитии личности аутичного ребенка
Первые социально-коммуникативные трудности возникают в процессе проведения медико-психолого-педагогического обследования аутичного ребенка, где он оказывается в ситуации стресса, вследствие чего диагностическое исследование не дает результат. Причина - острый страх перед неуспехом, который является установкой лиц с аутизмом на то, чтобы немедленно прекратить общение. В процессе ситуативно-делового общения, по форме которого происходит изучение ребенка врачом, психологом, коррекционным педагогом, логопедом, ему необходимо действовать таким образом, который заблаговременно ним определен как враждебный, потому что иначе воспринимает способ выполнения задач. Каждый аутичный ребенок имеет собственный способ выполнения различного вида задач, к тому же категорически не приемлет задач, выполняемых в традиционной манере.
Создание экологической социальной среды для лиц со спектром аутистических нарушений предусматривает исследование его частей и создание психолого-педагогических условий для его существования. Психологическая защита, которой пользуется аутичный человек, чтобы избежать непонятных и, по его восприятию и представлению, опасных, грубых, неважных, непонятных, сложных ситуаций проявляется в контексте чисто аутистической симптоматики.
Составляющие психологической защиты аутичных детей:
- выраженные аффективные реакции на ситуацию социально-коммуникативного взаимодействия, которые представляют психологические механизмы отрицания, регрессии и вытеснения;
- замещение элементов общения презентацией того, что хочет выразить ребенок.
Вместо ответа на приветствие - декламация стихотворения; вместо ответа на вопрос: «Как тебя зовут?» - подробная информация о политической рекламе. Неадекватность этих ответов объясняется тем, что аутичному ребенку лучше заменить собственный ответ на уже сложившуюся вербальную модель, которая, по его аутистическим представлениям, является привлекательной для применения в процессе общения, чем та, которую ребенок может предложить. Например, ребенку, который склонен к точности и тождеству, действительно сложно назвать свое имя, потому что ему приходится выбирать между «Зайчиком», «Солнышком», «Колей», «Мальчиком», «Умничкой». Именно так его называют дома. И первый неуспех ребенок почувствует, если ответит: «Меня зовут Разумником». Конечно, взрослые люди улыбнутся, и за этим ответом потянется множество уточняющих вопросов, почему мальчик ответил так самоуверенно. А ребенок с аутизмом в этот момент чувствует недоверие к себе и сильное давление со стороны тех, с кем он общается. Его тревога усиливается от того, что ребенок дал честный и правильный ответ собеседникам, а чувствует их недовольство. Поэтому уже в другой раз, чтобы избежать кучи вопросов, и зная по социальной, политической рекламе об известной личности - стилем этой рекламы отвечает сразу обо всем. Поняв, что и такой ответ не может удовлетворить участников диалога, аутичный ребенок отстраняется от людей и уже никогда активно не вступает в общение.
Итак, одним из важных механизмов психологической защиты аутичного ребенка на неуспех в социуме является замещение и рационализация информационно-коммуникативной, эмоционально-коммуникативной и регулятивно-коммуникативной составляющих социального взаимодействия на аутистические личностно-значимые защитные механизмы. Учитывая это, можно определить понятие «социально-экологической среды» как психологический фактор успешного формирования содержательного компонента социально-коммуникативной деятельности ребенка. В тех случаях, когда содержательная сторона коммуникации не создает для него положительной мотивации, а внешняя мотивация не способна придать ситуации личностный смысл, возникает отрицательное эмоциональное предвосхищение, в результате чего дети с аутистическими нарушениями отказываются от любой деятельности, понимая это как выход из ситуации неуспеха. На это влияют такие факторы окружающей среды:
- отсутствие содержания непрерывного специального образования;
- пассивная организация инклюзивной формы обучения в учебно-воспитательных учреждениях для детей с нормальным интеллектом или специальных общеобразовательных дошкольных и школьных учреждениях;
- проявление со стороны социума открытой вражды к нестандартным, особым людям, которые составляют группу детей с нарушениями социальной нормативности;
- отсутствие соответствующего социального информативно-познавательного содержания об особенностях людей с аутистическим спектром нарушений, об их достижениях, способностях, талантах и тому подобное;
- игнорирование проблем аутичных людей, что подтверждается отсутствием форм культурного, спортивного, психологического предложения относительно их социальной ниши;
- пролонгированность стрессового состояния родителей аутичных детей, в результате чего у детей формируется социально-психологическая депривация (психологическое состояние, при котором человек испытывает недостаточное удовлетворение собственных нужд) и страх перед людьми.
Актуальным является и формирование готовности общества к восприятию граждан с аутистическим спектром нарушений, как имеющих право на образование, выбор профессии, реализацию своих способностей и духовных потребностей. Важную роль в этой работе играют общество, специалисты и семья аутичного ребенка, которые создают социально-экологические и психолого-педагогические условия для достижения им успехов на протяжении всей жизни.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)