Спектр аутистических нарушений
Следует заметить, что спектр аутистических нарушений - это спектр многообразных разновидностей, различий, отклонений и нарушений, центральным и общим, для которых является возбуждение социальной интеграции и нежелание (даже боязнь) аутичных людей вступать в любой контакт с обществом, в частности со своим окружением. Когда эти недостатки преодолеваются, для аутичного ребенка открывается познавательный, деятельностный, содержательный мир жизни. Он «заражается» настоящими человеческими (детскими) радостями, интересами, обычными и «необычными» школьными заданиями. При этом он преодолевает аутистическое уединение и отчуждение от своего окружения. Именно инклюзивный процесс становится основой для осуществляемой психологической коррекции нарушений личностного развития аутичного ребенка, понимания его проблем со стороны окружения. Его помощь будет стимулировать формирование доверия аутистов к другим людям, которые встретятся ему впоследствии на жизненном пути. Однако инклюзия реальной становится там, где общество готово к ее внедрению.
Как известно, проблемное поведение цементирует личность аутичного ребенка, этим выводит на передний план его конфронтационные отношения с людьми. Именно по поведенческим методикам определилось наиболее разработанное и распространенное в Европе и Америке влиятельное бихевиористическое (поведенческое) направление преодоления аутистических нарушений. Технологии оперантного метода, которые стихийно внедрялись в социально-реабилитационных учреждениях людьми без дефектологического образования, не обеспечили ожидаемого положительного результата. Он был воспринят родителями аутичных детей как полноценное лечение ребенка от аутистических расстройств.
Аутистические проявления формируют негативное отношение к ребенку даже у ближайших к нему людей. Большинство из них не выдерживают характерных для этих проявлений бесконечных аутостимуляций, отсутствия слухового и зрительного внимания, избирательности в еде и одежде, немотивированных криков и вокализаций, неадекватных требований и странных наклонностей. Особенно влияют на чувства и поведение родителей и родственников ребенка его психические страдания - от неприятия родных людей до тяжелых коматозных состояний. В свою очередь, неосведомленные, растерянные родители получают психогенные основания для стрессов, ищут возможности для лечения ребенка, но понимают последнее как единовременный акт. Это происходит потому, что они полностью дезориентированы в диагнозе, смущены негативным восприятием дорогого для них ребенка окружением. Многим из них свойственны псевдокомпенсаторные действия, больше направленные на преодоление собственных переживаний относительно того, что ребенок имеет психические расстройства и этим не оправдал их надежд. Они некоторое время «не слышат» рекомендаций врачей, закрыты для обсуждения со специалистами проблем, которые могут возникнуть в развитии ребенка в будущем. Возникает феномен такого отношения родителей к проблеме аутистических нарушений ребенка: непризнание диагноза и сознательная замена его на формат временных трудностей в развитии ребенка. Как следствие - некоторое время родители не прислушиваются к советам специалистов, пренебрегая правами ребенка на медицинскую и психолого-педагогическую помощь. Частично это объясняется тем, что аутичные дети иногда способны демонстрировать знания, умения и навыки, которые еще сенситивно не сформированы у их сверстников. Это выражается индивидуально у каждого ребенка, но такими общими свойствами являются декламации больших по объему текстов, компетентность в работе с компьютером, математические действия, детализация сложных объектов при рисовании, имитация звуков, имитация речи людей и тому подобное. Подобные способности выступают как бы отдельно от личности ребенка и никак не влияют на его дальнейшее развитие.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)