- Общественное мнение
Проводились ли исследования по изучению отношения общества к проблеме детей с особыми потребностями? Об отношении общества к интеграции и в целом к детям с особыми потребностями в определенной степени можно составить впечатление, если следить за публикациями в прессе и теле- и радио сюжетам. Можно сказать, что тональность публикаций чаще сердобольная, что может быть оскорбительным для людей с особыми потребностями, создает стереотип «несчастного инвалида». На втором месте по частоте можно поставить публикации, которые в позитивном ключе показывают примеры успешной деятельности, верно расставляют акценты, представляя описанных персонажей в их равноправии, настойчивости, талантливости, изобретательности и тому подобное. Еще реже, но чрезвычайно неприятные по резонансу бывают негативно-сенсационные публикации, в которых порой звучат такие слова как «дети-мутанты», сравнение с пауками, проскакивают намеки на вредные привычки родителей, «расплату за грехи» или другие глупости.
Показательным является исследование Светланы Ефимовой об отношении одноклассников к детям с особыми потребностями в школах. Основными выводами исследования были о хорошем, а порой слишком добром отношении к одноклассникам с недостатками, которые начали учиться одновременно (с первого класса), и это отношение сохранялось на протяжении всей начальной школы. Несколько более нейтрально дети относились к одноклассникам в подростковом возрасте, а в старших классах случались случаи психологической изоляции, особенно если ученик или ученица с особыми потребностями присоединились к классу не с самого начала. Есть свидетельства длительных позитивных отношений от первого класса и даже после окончания школы. Примеры явной враждебности, агрессии, насмешек, вопреки существующему стереотипу, на самом деле встречаются довольно редко. Существует такое мнение, что негативное отношение к «неправильным» ученикам может передаваться ученикам от взрослых, чаще всего родителей или учителей, даже если они явно не демонстрируют такого отношения.
Нам попадались случаи, когда ученики, в которых бывали проявления негативного поведения, после появления в школе учащихся с особыми потребностями, становились на их защиту, проявляли опекунское, дружеское, позитивное отношение к ним, как к более слабым членам общества, и в конце исправляли свое поведение.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)