- Финансирование
Какая существует финансовая формула обеспечения обучения ребенка с особыми потребностями? В общем, кто проводил исследования, сколько стоит содержание неполноправного ребенка в специальной школе по сравнению с интегрированным обучением?
По неофициальным данным содержание ребенка в интернате системы социальной защиты (очень примерно) стоит 1800 -2600 руб./мес. Условия содержания детей в лучшем случае можно охарактеризовать как терпимые, но часто можно услышать характеристику «ужасные», почему можно встретить подтверждение в прессе, личные отзывы посетителей и в исследовании «Состояние соблюдения прав людей с интеллектуальной недостаточностью – опекаемые интернатные учреждения». Это, конечно, свидетельствует о том, что средства далеко не достаточные. Требуется обучение, радикальное увеличение числа и профессионального спектра, а также профессиональный отбор персонала, ремонт и оборудование помещений, внедрение реабилитационных программ, специальные мероприятия по интеграции в окружение, обучение навыкам, и т.д., и т.п. Не говоря уже о том, что в первую очередь сама система интернатного обучения не подходит в принципе, поскольку она разрушает семью (а какая может быть «цена» этого факта для общества?). Т. Е. остается ключевой вопрос – стоит ли вкладывать средства в порочную систему?
Обучение одного обычного среднего ученика общеобразовательной школы в обходилось около 3400 руб./мес. Условия обучения детей можно охарактеризовать как средние. Если учесть необходимость дополнительной поддержки – обучение педагогов и персонала, дооборудование школ пандусами, а в перспективе лифтами, налаживание транспортировки не только в сельской местности, но и в городах, дополнительные реабилитационные, логопедические и другие сопутствующие услуги, ставки ассистентов, адаптивное оборудование и аппаратуру, компьютеризацию и интернет, это будет также недешевая система.
Система финансового наполнения всех необходимых служб и услуг и в одном, и во втором случае могла бы (и должна бы) быть через индивидуальную программу реабилитации (которая предусмотренная законом «Об основах социальной защищенности инвалидов»), через индивидуальный учебный план (еще не предусмотрен законодательством), исчисленные в количественных, качественных и в конце финансовых показателях. С другой стороны, учебные заведения могут уже сегодня воспользоваться «Положением об индивидуальной форме обучения» таким образом, что каждый интегрированный ребенок с особыми потребностями, в соответствии с существующими юридическими нормами, мог быть зачислен на индивидуальную форму обучения, но не дома, а на базе школы, получая согласно положению, право на
индивидуальные занятия продолжительностью соответственно 10 (1-4 кл.), 14 (5-9 кл.) и 16 ч (10-12 кл) в неделю, что в перечне на ставки дает неплохие возможности для школ и организовать поддержку со стороны воспитателя или социального педагога, консультации логопеда, психолога или реабилитолога.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)