Гражданское образование: тренинговые модели работы участников с инвалидностью
Перед подготовкой к тренингу необходимо предусмотреть возможность свободного перемещения и комфортного пребывания участников с инвалидностью, архитектурную, коммуникационную, информационную доступность.
Тренинг «Проблемы инвалидности и инклюзивный подход к процессу принятия решений».
Исследование вопроса идентичности: как она формирует меня?
Задание: Пусть каждый участник подумает о том (или запишет), как он может себя описать.
Например, отец и мать, журналист, общественный активист, представитель этнического меньшинства, человек среднего возраста, молодой человек.
Во время совместной работы с партнерами участникам нужно выявить, что общего и различного они имеют.
Тренер должен задать следующие вопросы:
- Чувствовали ли вы себя не таким, как все?
- На ваш взгляд, происходит такое с другими?
Модели инвалидности. Презентация и упражнения в малых группах.
Задание: Тренер просит участников распределиться на группы и провести в них обсуждение «ситуаций» по предложенной тематике. Затем участникам предлагается представить свои решения. В конце тренер подводит итоги, отмечая правильный вариант действий.
Предварительно необходимо для каждой группы подготовить задания.
Концепция независимой жизни.
Задание: Тренер просит участников по желанию высказаться по поводу следующих вопросов.
Проведите обсуждение. Во время обсуждения попросите участников поделиться своим собственным опытом.
- Что вы цените в том, как вы проживаете свою жизнь?
- Какое место в вашей жизни имеет выбор и контроль по следующим вопросам: с кем вы проживаете; когда вы просыпаетесь и ложитесь спать; что вы едите; куда вы идете; как вы проводите свое свободное время?
- Что бы вы изменили?
- Какими могут быть преимущества?
Барьеры к полноценному участию людей с инвалидностью в жизни общества.
Задание: Тренер проводит обсуждение. Попросите участников поделиться своим собственным опытом.
- Какие основные барьеры влияют на людей с инвалидностью с различными видами нарушений?
- Подумайте о людях с физическими, психическими и сенсорными нарушениями; другими проблемами со здоровьем, которые имеют долгосрочный характер.
- Отличаются ли барьеры в зависимости от пола человека с инвалидностью; принадлежности к этническим или религиозным меньшинствам; возраста; сексуальной ориентации?
Исследование барьеров и преимуществ инклюзивного подхода к принятию решений.
Задание: Тренер объединяет участников в группы и предлагает каждой группе обсудить следующие вопросы:
- Какие барьеры существуют для инклюзивного принятия решений?
- Какие преимущества существуют для инклюзивного принятия решений?
- Как преодолеть эти барьеры и как помочь усилить преимущества?
Участники записывают свои мысли на листах ватмана. После обсуждения презентаций групп, тренер записывает все о чем шла речь.
Задача: Тренер обращается к участникам и просит подумать над преимуществами инклюзивного принятия решений для:
- отдельных лиц и организаций гражданского общества. Например, возможность напрямую влиять на те процессы, которые непосредственно их касаются. Получение новых навыков. Ощущение решимости и самоопределения, которые помогают в повышении уверенности и самооценки;
- местных и центральных органов власти. Например, лучше делать все правильно с самого начала, чтобы не допускать «дорогие» ошибки. Получение лучших результатов благодаря привлечению к процессу консультирования субъектов политики и услуг. Удовольствие от непосредственной работы с теми, кто получает пользу;
- средств массовой информации. Например, лучше коммуникация со всеми представителями общества. Достоверная информация относительно проблем инвалидности и тех проблем, которые связаны с ними. Меньше жалоб граждан по освещению событий.
На каком этапе процесса мы находимся и куда движемся?
Задание: Тренер обращается к участникам и просит подумать над вопросами.
- Если проанализировать путь с момента получения информации, через этап консультирования до коллегиального принятия решений, на каком отрезке этого пути находится ваша организация?
- Где находятся те организации, с которыми вы сотрудничаете или на которые хотите влиять?
- Если они не руководствуются принципом коллегиального принятия решений, то какие существуют препятствия? Что может убедить их в наличии потенциальных преимуществ коллегиального принятия решений?
Участники делятся своими мыслями с другими. Тренер проводит обсуждение. Делает обобщения выполненного задания.
Тренинг «Процесс инклюзивного принятия решений».
Инклюзивное принятие решений и цикл выработки политических решений:
- Разработка и анализ вариантов. Установление минимальных стандартов для общественных консультаций; обеспечение доступа к проектам решений и касательной информации; проведение фокус-групп и общественных встреч, привлечение экспертов и других заинтересованных лиц.
- Определение политики. Предоставление доступа к документам, связанным с проблемным вопросом, и к проектам решений; общественные слушания; общественное жюри; финансовое планирование с участием исполнителей.
- Внедрение политики. Открытые и прозрачные тендеры; планирование и развитие стратегического партнерства по вопросам поставок (оказания услуг); обучение всех специалистов, привлеченных к оказанию услуг, теми, на кого направлено решение.
- Мониторинг и пересмотр. Использование обратной реакции, жалоб и благодарностей; регулярные встречи с общественными организациями; экспертные исследования и анализ результатов о целях; пересмотр политики на собрании комитетов; экспертные консультации; публичные дебаты.
Задача: Разработка соответствующей модели инклюзивного принятия решения. Тренер распределяет участников на группы. Каждой группе предлагается выбрать сценарий.
После презентации ответов тренер заключает преимущества и беспокойства, высказанные каждой группой, и просит внести изменения в предложенный процесс, чтобы решить проблемы, которые вызвали беспокойство.
В конце упражнения тренер проверяет, удалось ли группам достичь консенсуса относительно изменений и подводит итоги.
Пути привлечения людей с инвалидностью и гражданского общества в процесс принятия решений
Задание: Тренер предлагает участникам обсудить следующие вопросы:
- Как проектируется и разрабатывается политика для общественных организаций людей с инвалидностью?
- Делается ли это на общенациональном или местном уровне?
- Имеют ли на это влияние проблемы местного или общенационального характера?
- Имеют ли на это влияние политики, принимающие решения, работники органов власти?
- Это конкретное мероприятие ради людей с инвалидностью, или часть более широкого инклюзивного подхода?
- Кто и как это финансирует?
- На какие группы эта политика будет иметь влияние?
- Какие временные рамки?
- Это что-то новое, или то, что уже существует?
Тренер дает возможность высказаться как можно большему количеству участников, а затем делает обобщения.
Шаги процесса инклюзивного принятия решений.
Задание: Тренер просит участников объединиться в небольшие группы и попытаться, используя собственный опыт, смоделировать ситуацию консультации по избранным вопросам.
Предварительно необходимо подготовить на листе бумаги перечень вопросов, на которые должны ответить группы, и раздать их.
Сколько информации необходимо получить от людей; сколько времени им нужно для того, чтобы обсудить вопрос в группах, перед тем как обсуждать их перед большей аудиторией; как они убеждают своих руководителей и старших работников в необходимости обсуждения; как они воспринимают риски, связанные с началом дискуссий, на различных этапах цикла принятия решений?
Как четко донести группе, которую вы привлекаете, ваше видение роли ее членов, почему вы хотите их привлечь; дайте некоторые намеки относительно того, как решить, кого привлечь, на каком этапе, почему, как, чтобы их привлечение было неоднократным.
Как вы составляете бюджет обеспечения инклюзивного принятия решений? Сколько времени для этого нужно?
После презентации наработок групп и обсуждения, тренер подводит итог выполненного задания.
Тренинг «Роль органов власти в процессе инклюзивного принятия решений».
Преимущества привлечения общественности к формированию политики.
Задание: Тренер делит участников на две команды. Первая команда должна перечислить проблемы, которые могут возникнуть у правительств, если они не будут привлекать общественность к процессу формирования политики; вторая команда - преимущества, которые получит правительство от привлечения общественности к процессу формирования политики.
Открытое и инклюзивное формирование политики.
Задание: Тренер предлагает участникам обсудить следующие вопросы:
- Что такое открытость формирования политики?
- Что такое инклюзивность формирования политики?
- В чем разница между открытостью и инклюзивностью формирования политики?
- Преимущества одновременного применения открытого и инклюзивного формирования политики?
Тренер дает возможность высказаться как можно большему количеству участников, а затем делает обобщения.
Инклюзивность процесса формирования политики.
Задание: Тренер делит участников на две команды. Первая команда должна перечислить барьеры, которые правительства должны устранить для привлечения к процессу формирования политики «тех, кто хочет, но не имеет возможности»; вторая команда - для привлечения «тех, кто имеет возможность, но нет желания».
Анализ равенства.
Задание: Тренер предлагает участникам обсудить следующие вопросы:
- Какие проблемы можно выявить с помощью результатов анализа равенства?
- Как действовать, обнаружив их?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)