Инклюзивный ресурсный центр
Направления работы с семьями:
- разъяснительно-консультативная работа в вопросах инклюзивного обучения;
- информационная работа в вопросах обеспечения различных социальных потребностей государственными учреждениями;
Виды работы с семьями:
- тренинги, во время которых участники могут познакомиться и обменяться опытом;
- заседание родительского клуба с целью планирования деятельности;
- совместные встречи выходного дня.
- ресурсный центр является информационным центром для семей, которые воспитывают детей с особыми потребностями. В рамках реализации проекта была введена серия тренинговых занятий с семьями, во время которых установлено, что родители ограничены в общении и им нужны встречи с целью знакомства и обмена информацией, относительно развития их детей. Таким образом, на базе информационного ресурсного центра проводятся еженедельные встречи с семьями, которые переформатировались в постоянно действующий родительский клуб. Эти родители стали частью информационного ресурсного центра и помощниками во внедрении инклюзии в регионе.
- психологическая поддержка и консультативная работа с семьями, воспитывающими детей с особыми потребностями, а также просветительская работа специалистов способствуют активизации деятельности родителей и созданию родительских инициативных групп.
- с родителями проводится поэтапно:
- этап - индивидуальная консультативная работа с родителями.
Второй
- этап - участие в совместных программах досуга.
Работу с педагогами планируется проводить поэтапно. Специалисты информационного ресурсного центра проводят первые встречи с целью информирования всех членов педагогического коллектива о направлениях внедрения инклюзивных подходов в учебно-воспитательном процессе и условиях для их обеспечения. Также создается план развития инклюзии учебного заведения, цель которого - оценка компетентности педагогов, а также поиск путей поддержки педагогического и профессионального развития всех участников учебно-воспитательного процесса.
Целью деятельности научно-методического центра инклюзивного образования является реализация образовательной политики государства в вопросах обучения детей с особыми образовательными потребностями.
Основные задачи:
- Участие в подготовке инструктивно-информационных писем по вновь созданным нормативным документам в сфере инклюзивного и специального образования в вопросах развития образовательной системы.
- Развитие педагогического мастерства, творческой инициативы педагогических работников, совершенствование форм и методов их профессионального развития.
- Изучение потребностей и оказание практической помощи педагогическим работникам, которые работают в инклюзивных и специальных классах общеобразовательных учебных заведений, специальных школах (школах-интернатах), дошкольных учебных заведениях, дошкольных учебных заведениях компенсирующего и комбинированного типов, в том числе в период их подготовки к аттестации.
- Научно-методическое обеспечение работы с руководящими кадрами общеобразовательных учебных заведений с инклюзивными и специальными классами, специальных школ (школ-интернатов), дошкольных учебных заведений, дошкольных учебных заведений компенсирующего и комбинированного типов.
- Изучение, обобщение и внедрение в педагогическую практику передового педагогического опыта, внедрение инклюзивного и специального образования в дошкольных и общеобразовательных учебных заведениях.
- Формирование электронной базы данных о передовом педагогическом опыте деятельности по вопросам инклюзивного и специального образования педагогических коллективов и отдельных работников, создание современных научно-методических материалов, фондов учебной, справочной, методической, психолого-педагогической, научной, научно-популярной и другой литературы и периодических педагогических изданий.
Партнеры в своей деятельности руководствуются основными функциями информационного ресурсного центра, а именно: информирование, консультирование, навигация и отстаивание прав. В частности:
- информирование предусматривает предоставление информации, помощь родителям и педагогам находить и получать доступ к существующим видам поддержки для удовлетворения широкого спектра потребностей, а также распространения данной модели через средства массовой информации, с помощью заседаний «круглых столов», семинаров, конференций ;
- консультирование предусматривает консультации на основе определенных потребностей, действующие и планируемые услуги, предусмотренные информационным ресурсным центром;
- навигация предусматривает выбор оптимального пути инклюзии ребенка с особыми образовательными потребностями и содействие при получении им всех необходимых сопутствующих услуг;
- отстаивание прав - написание рекомендаций об изменениях в нормативно-правовой базе в поддержку инклюзивного обучения; поддержка родителей в их действиях по отстаиванию интересов своих детей на равный доступ к образованию.
- стороны обязуются сотрудничать в следующих направлениях:
- организовывать и информационно поддерживать проведение совместных мероприятий (конференций, семинаров, заседаний «круглых столов», рабочих встреч, тренингов и т.д.), направленных на продвижение модели инклюзивного образования;
- в рамках деятельности своей организации обеспечивать эффективность продвижения инклюзивного образования;
- способствовать при создании базы данных об услугах образовательного, социально-психологического, реабилитационного, медицинского и спортивно-оздоровительного характера;
- способствовать внедрению современных форм и методов подготовки специалистов для системы образования через совместное участие в проведении подготовительных курсов, учебных семинаров, стажировки и тому подобное;
- осуществлять взаимный обмен информацией о детях с особыми потребностями, в том числе с инвалидностью;
- разрабатывать и реализовать другие совместные мероприятия, направленные на полное и всестороннее выполнение данного меморандума.
- по взаимной договоренности могут вносить в данный меморандум изменения и дополнения в виде протоколов, приложений, которые будут составлять неотъемлемую часть данного меморандума.
- меморандум вступает в силу со дня подписания и действует в течение всего времени существования информационного ресурсного центра.
- остается открытым для подписания другими организациями, которые проявят желание приобщиться к сотрудничеству при внедрении инклюзивного образования.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)