Психолого-педагогическая работа консультации с семьей
Это направление работы с семьей и является собственно ее сопровождением. В то время как информационная деятельность консультации создает почву для систематической консультативно-образовательной индивидуальной и групповой работы с родителями с целью предоставления им психологической помощи в оздоровлении семейного климата и подготовки их к продуктивному сотрудничеству со специалистами в реабилитационной работе с ребенком.
Сегодняшний опыт взаимодействия консультаций с семьей показывает, что объектом внимания, в первую очередь, становятся семьи, воспитывающие детей с тяжелыми нарушениями психофизического развития. Дети в большинстве своем пользуются индивидуальной формой обучения и имеют дефицит общения. В таких семьях из-за отягощенности уходом за больным ребенком матери часто не работают, семья ведет довольно изолированный образ жизни и испытывает негативные психологические состояния. Поэтому понятно, что она становится объектом первоочередного внимания консультации. Чаще всего взаимодействие консультации с такими семьями проявляется в периодическом посещении их и консультировании по вопросам развивающей работы с ребенком, воспитания у него по мере возможного навыков самообслуживания, бытовой самостоятельности и тому подобное. Кроме того, некоторые областные и районные консультации создают клубы, в которых практикуются периодические, преимущественно праздничные, встречи. Ценность таких встреч несомненна и заслуживает всяческой поддержки, поскольку способствует установлению дружеских связей между семьями с общими проблемами. Мировой опыт помощи людям, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, показал, что наиболее целебным для них является среда людей с такими же проблемами. Здесь они, не боясь непонимания, могут выговориться, наконец, вместе поплакать и тем облегчить свою душевную боль. В своей среде они могут чувствовать себя раскованными и отдохнуть, не смотря на себя глазами посторонних людей с осуждением за «легкомысленность». Здесь даже без специальной организации стихийные обсуждения общих проблем дают возможность родителям друг от друга получить много полезного опыта.
Следующим шагом в совершенствовании психологического сопровождения семьи психолого-медико-педагогической консультацией является предоставление ему системности, расширение контингента родителей и в связи с этим расширение тематики консультативно-образовательной работы с отдельными категориями родителей. Здесь отчетливо вырисовываются две задачи:
- оздоровления семейного климата как условия способности родителей к конструктивной деятельности, направленной на помощь ребенку в обучении, развитии и социальной адаптации;
- образовательная работа с родителями, повышение их психолого-педагогической компетентности в воспитательной и коррекционно-развивающей работе с ребенком по конкретным вопросам.
Решение первой задачи это работа с родителями, которые переживают в связи с психофизическими нарушениями развития ребенка сложные жизненные коллизии, из которых часто выйти на конструктивное видение своей дальнейшей жизни и жизни своего ребенка самостоятельно не могут и очень нуждаются в различных способах психологической поддержки. Овладение опытом консультативной работы с родителями, направленной на решение их личных проблем задача чрезвычайно сложная, прежде всего, тем, что она нуждается в подготовке специалистов, которых сегодня не хватает. Однако, несмотря на всю сложность, есть такие формы психологической помощи родителям, которые уже сегодня консультациям вполне доступны и осуществляются. Между тем, в кадровом составе консультаций есть психолог по девиантному поведению, который мог бы специализироваться и по консультативной работе с семьей.
Вторая задача - образовательная работа с родителями. Она освоена консультациями и осуществляется гораздо больше и сегодня представлена, главным образом, демонстрационными занятиями, где родители под руководством специалиста приобретают опыт коррекционно-развивающей работы с ребенком. Однако здесь есть еще немало форм и методов работы, которые ожидают усовершенствования и внедрения.
Хотя традиционной остается психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с тяжелыми психофизическими нарушениями, не менее важной является работа с теми родителями, которые не осознают важности специальной работы с ребенком из-за недооценки нарушений в его развитии. Прежде всего, это проявления гиперактивного расстройства с дефицитом внимания, оставленные без достаточной коррекционной помощи, трудности развития речи, обусловленная различными причинами задержка психического развития и другие расстройства, которые до определенного времени не привлекают внимания родителей и стоят перед ними серьезной проблемой вместе с возникновением трудностей адаптации ребенка в учебном заведении. Такие родители нуждаются в другой поддержке: обострения их внимания на серьезности проблемы и необходимости помощи ребенку, выработки навыков взаимодействия с педагогами.
Для предоставления системности в реализации различных форм психолого-педагогического сопровождения семьи необходимо выделение времени для занятий с родителями. К примеру, это может быть «родительский день» один раз в неделю.
О нем должны быть проинформированы все заинтересованные родители.
Очевидно, что начало систематической работы с родителями будет иметь свои трудности, связанные с привлечением их к получению помощи и убеждением в ее действенности. Здесь в каждой консультации есть свой опыт и свои ресурсы, которые она использует. Конечно, самым эффективным средством привлечения родителей к получению консультативной и образовательной помощи является положительный опыт отдельных родителей, который быстро распространяется.
Началом систематической консультативно-образовательной работы с родителями может быть взаимодействие с родительскими общественными организациями, в которых уже структурировались отдельные группы родителей, достаточно мотивированных к сотрудничеству с консультацией. Кроме того, в процессе ежедневной работы по обследованию детей можно выявлять среди родителей заинтересованных в обучении и объединять в группы на основе общих проблем, стоящих перед ними. Вероятно, что функционирование родительских групп будет начинаться с образовательной работы в форме лекций, которые могут прочитать приглашенные специалисты и работники консультации, однако на этой пассивной со стороны родителей работе нежелательно останавливаться надолго, а переходить к максимальному привлечению их к активности.
Формой работы группы, которая дает много пространства для активности всех его участников, является родительский семинар. Его производительность тем выше, чем более четко спланированная и организованная его работа: четко фиксированная периодичность собрания, его продолжительность, тематика, которая планируется с активным участием родителей и их пожеланий. Руководителем семинара обычно бывает психолог, социальный педагог, а возможно и кто-то из родителей, имеющих определенный опыт работы в группе. Определенную часть времени в работе семинара, при необходимости, можно отводить для образовательной работы. Однако основная задача семинара - активная работа самих родителей, их общение в процессе обсуждения какой-то ситуации, которая беспокоит кого-то из членов группы, например, сложный случай из опыта одного из родителей.
Групповая дискуссия оптимально работает, когда в ней принимает участие до десяти человек. Тогда каждый может быть активным участником обсуждения заявленной проблемы. Конечно, в начале работы группы всегда будет пассивная часть просто наблюдателей дискуссии, которые будут втягиваться в обсуждение актуальных вопросов постепенно. Важно, чтобы в группе было несколько опытных и активных участников, которые будут поддерживать ее конструктивную работу.
Для четкой организации групповой дискуссии нужна определенная опытность ее руководителя, который, прежде всего, поддерживает обсуждение в русле заявленной темы и не позволяет отойти от нее на нецеленаправленные разговоры, следит за соблюдением последовательности высказываний каждого, дисциплиной говорения и слушания.
Начинается дискуссия с предложения руководителя представить на обсуждение вопрос, который беспокоит кого-то из участников группы. После рассказа заявителя каждый из членов группы может задать вопрос для уточнения ситуации. Но это еще не время для высказывания своих соображений. За этим должен следить руководитель группы. Получив ответы на вопросы и, таким образом, достаточно прояснив ситуацию, участники дискуссии по очереди высказывают свое видение ситуации. После высказывания всех членов группы может возникнуть необходимость обсуждения нового рассуждения. Тогда снова по кругу идут высказывания по этому поводу. Ценность такого группового обсуждения не в том, чтобы совместно выработать и дать конкретный совет, а в том, чтобы каждый участник дискуссии смог увидеть, как по-разному можно подойти к решению вопроса, и это придает большую гибкость в подходе к нему. В такие дискуссии можно вносить элементы ролевого тренинга, проигрывать предложенную ситуацию.
Относительно тренинговой работы, которая сегодня приобрела чрезвычайное распространение, необходимы некоторые оговорки. Во-первых, тренинг должен быть целенаправленным, способствовать решению проблемы, ради которой собралась группа.
Во-вторых, его целесообразнее включать в работу группы, которая уже достаточно мотивирована и имеет положительный опыт встреч.
В-третьих, тренинг полезен наряду с другими формами работы как дополнение и продолжение их.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)