Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с психофизическими нарушениями
Понимание психологических проблем семей, воспитывающих ребенка с психофизическими нарушениями пришло вместе с мировым опытом помощи детям с особыми образовательными потребностями, который можно теперь изучать, и который утверждает, что эта помощь возможна только через помощь их родителям. Родители, у которых родился ребенок с психофизическими нарушениями, переживают сложные жизненные коллизии, из которых часто выйти на конструктивное видение своей дальнейшей жизни и жизни своего ребенка самостоятельно не могут и очень нуждаются в различных способах психологической поддержки. Это группа риска, с которой нужно работать, чтобы сохранить ее полноценное социальное функционирование, в котором самым важным является отцовство.
К сожалению, в советское время вопрос психологической помощи этой категории родителей, как и многим другим, даже не возникал, потому что и для самой практической психологии в обществе не находилось места.
Интерес к психологической помощи людям в различных сложных жизненных обстоятельствах, в последние два десятилетия в нашей стране быстро растет.
Приобретается и практический опыт, в частности, психологической помощи семье.
Появляются интересные отечественные исследования по проблемам тех семей, которые воспитывают детей с нарушениями психофизического развития, и обобщается богатый мировой опыт по этим вопросам.
Понимание переживаний родителей, связанных с рождением ребенка, который развивается не так, как все остальные дети, позволяет работникам психолого-медико-педагогических консультаций все больше задумываться над теми психологическими состояниями, с которыми родители приходят со своими детьми. А они часто бывают в таком состоянии, когда не могут принять выявленные отклонения в развитии ребенка и рекомендации консультации относительно его обучения и воспитания. Такие родители не могут стать участниками реабилитационного процесса и нуждаются в большей подготовительной работе, чтобы успешно сотрудничать со специалистами. А без их участия вряд ли можно достичь весомых результатов.
Понятно, что нарушения психофизического развития ребенка, возможности их преодоления бывают разными так же, как и прогноз по его будущей социальной адаптации, получению профессии, трудоустройству, созданию семьи. От особенностей и тяжести психофизических нарушений ребенка зависит и время, когда родители об этом узнают, и глубина их психологической травмированности, которая, в свою очередь, вносит нарушения в взлелеянные планы будущего ребенка и в целом в устоявшуюся жизнь семьи. Чаще об относительно легких нарушениях родители, особо не очень компетентные и не очень заботливые, узнают с началом обучения ребенка в школе. Однако вряд ли можно говорить о прямой зависимости родительской реакции от проблем ребенка, о которых они слышат впервые. Сравнительно легкое нарушение может глубоко травмировать родителей, если они живут престижными мечтами о будущих достижениях ребенка, имеют мало знаний о своих действиях в сложившейся ситуации. Во всех случаях при сообщении заключения о состоянии ребенка и рекомендаций по его коррекции необходимо учитывать адекватность их восприятия родителями и переживания психологической травмы.
Конечно, исследования психологических проблем семьи, воспитывающей ребенка с психофизическими нарушениями, преимущественно касаются таких случаев, которые становятся тяжелым испытанием для родителей, меняют весь их устоявшийся образ жизни и требуют принятия новой реальности. А это и разрушение надежд на будущее ребенка, и отказ от профессиональных планов, личных потребностей и интересов, особенно матери, которой приходится много времени отдавать уходу за ребенком. Проходят испытание на прочность супружеские отношения: одних родителей совместные заботы о ребенке объединяют, однако нередки случаи и разрушения семьи.
Значительная часть отцов живет своими делами, помогая семьям только материально. Немало и таких отцов, которые больны алкоголизмом, и больше отягощают положение жены, чем помогают ей.
Поразительно то, что в некоторых неполных семьях отцы ушли из семьи после установления ребенку диагноза. Какие же здесь причины?
Прежде всего, перед лицом тяжелых испытаний разрушаются те семьи, в которых и без того были проблемы. В экстремальных условиях они обостряются и приводят к краху супружеских отношений. Это может показаться невероятным, но с рождением больного ребенка создаются условия, в которых особенно испытывается человек, отец, хотя практически бремя ухода за ребенком лежит на матери, потому что самой природой определена ее большая близость к ребенку и физически, и эмоционально. Эта общая закономерность нарушается, когда мамой становится папа, проявляя достойные подражания образцы нежности и заботливости.
И все-таки законом природы предусмотрено отцу не столько непосредственно ухаживать за ребенком, сколько всячески охранять семью, обеспечивать ее существование, взамен получая тепло и ласку жены и детей. Во всяком взаимодействии нужна обратная связь. Специалисты, разбирающиеся в психологии семьи, утверждают, что даже рождение здорового ребенка создает несколько драматическую ситуацию для отца, потому что жена, которая до сих пор была нежной и любящей и всем существом доказывала свою преданность, вдруг полностью переключается на ребенка. Поглощенная новыми чувствами материнства, она как будто и не замечает мужа, который чувствует себя ненужным и обиженным, лишенным внимания.
Гораздо драматичнее эта ситуация, когда рождается больной ребенок.
Мать, отдавая все силы, валится с ног от усталости, она подолгу находится с ребенком в больнице, в санаториях, а муж, в лучшем случае, зарабатывает на жизнь семьи. В этих условиях незрелые семейные отношения начинают ослабевать и разрушаться. Хорошо, если жена не принимает на себя всю ответственность, а показывает, что очень нуждается в крепком мужском плече. Однако часто матери, переживая гипертрофированные, а может и не совсем осознанные чувства вины и ответственности, никому не доверяют даже мелочей в уходе за ребенком и от непосильного бремени разрушаются сами и разрушают жизнь и развитие ребенка.
Это уже повод для психологического консультативного вмешательства.
Приспособление к новым обстоятельствам жизни требует пересмотра жизненных ценностей, приобретения новых знаний. Это нелегкое дело и не всем удается с ним справиться.
Прежде чем наступает адаптация, родители переживают различные эмоциональные состояния и многие из них являются деструктивными. Самая шоковая реакция, когда родители впервые узнают, что у ребенка есть нарушения в развитии. В это время они чувствуют себя в пропасти между всем тем, чем они жили до сих пор и тем новым, которое воспринимается как крах и, которое принять очень тяжело. Такое положение долго продолжаться не может, происходит подсознательный поиск стабильности. А поскольку найти стабильность в новой реальности дело не простое и решение его сразу не видно, то легче поверить в возможность все поправить и вернуться к старому. Начинается новый этап психологической переработки того, что произошло, который психологи называют отрицанием.
Находясь в состоянии отрицания, родители начинают верить в ошибочность выводов специалистов и начинают ходить от одного специалиста к другому в надежде найти такого, который скажет, что все другие ошиблись, что на самом деле ничего страшного не произошло, все будет хорошо. В других случаях, когда нарушения в развитии ребенка очень очевидны, прибегают к всевозможным способам «чудесного исцеления». Тратится много средств, времени, сил. Попытка убедить родителей в ошибочности их тактики подвергается резкому сопротивлению, часто откровенной агрессивности к специалистам. В конце концов, дать приемлемый совет родителям в такой ситуации дело очень деликатное, разве не естественной является борьба до последнего за спасение родного человека? И речь идет не о совете оставить все, как есть, и не пытаться что-то изменить к лучшему.
Конечно, случаются и такие вещи, от которых нужно категорически предостеречь родителей, потому что есть немало ловких людей, которые на их несчастье просто зарабатывают деньги, не имея никаких доказательств полезности своих действий. Здесь важно убедить, что в погоне за призрачным «чудом», важно не потерять реальных возможностей помочь ребенку реализовать все здоровое, что у него есть. А именно на это у родителей и не хватает ни времени, ни желания, потому что они все еще надеются полностью вылечить ребенка, а потом уже и развивать, и обучать его как здорового.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)