Езда на велосипеде детей с синдромом Дауна
Когда ваш ребенок проявит интерес к трехколесному велосипеду, а ноги уже будут легко доставать до педалей, начните учить его ездить на велосипеде с поддержкой. Критически важно для этого правильно организовать занятия и найти нужный велосипед. Он должен подходить ребенку по всем параметрам.
Параметры подбора велосипеда:
1. Руль. Руль должен быть расположен близко к туловищу ребенка или изогнутый в сторону его тела, когда он сидит на сиденье. Поскольку длина рук у вашего ребенка может быть меньше, чем у других детей, лучше использовать такой велосипед, у которого расстояние между задним краем сиденья и рулем меньше, чем в других моделях. Если руль расположен так, что к нему трудно дотянуться, то рулить будет труднее.
2. Педали. Педали должны располагаться достаточно близко к сиденью, чтобы ребенку было легко держать на них ноги все то время, пока они совершают полный оборот. Для проверки, выполняется ли это условие, поместите одну педаль в самое дальнее от сиденья положение. Убедитесь, что ребенок может поставить на нее всю ступню полностью.
3. Сидение. Убедитесь в том, что сзади у сиденья есть спинка высотой не менее 10-13 см. Лучше всего, если это ковшеобразные сиденья, так как в этом случае для туловища тоже есть опора. Можно использовать сиденья в виде седла, у которых есть сзади опора, которая возвышается на 10-13 см. Без такой опоры ягодицы ребенка, когда он попытается оттолкнуться ногами, скользят, поэтому, он не может успешно продвинуться вперед. При наличии опоры каждый раз, когда ребенок отталкивается ногами, велосипед будет продвигаться вперед.
4. Площадь опоры. В трехколесном велосипеде она должна быть большой. Тогда велосипед устойчив и не сможет легко перевернуться. Измерьте расстояние между внешними краями задних колес. Чем больше это расстояние, тем устойчивее велосипед.
Кроме особых параметров, необходимо приспособление, позволяющее ребенку зафиксировать положение стоп на педалях. Сначала ему очень трудно удерживать ноги на педалях. Если даже ему удается поставить ступни на педали, они легко соскальзывают с них во время движения. Например, некоторые дети, ставят ступни на педали и даже держат их там, пока крутят руль. Но нажать на педали, чтобы ехать вперед, они не могут.
Если вы зафиксируете ноги ребенка на педалях и стабилизируете положение его ягодиц на сиденье, а сами будете толкать велосипед, ребенок почувствует, какие движения нужно выполнять ногами. Прикрепить стопы ребенка к педалям можно художественной лентой или с помощью специальных креплений, которые продаются в магазинах. Использование художественной ленты - простой и быстрый способ. Ее легко прилепить и легко отлепить. Готовые крепления надежные и удобно застегиваются. Вы сами увидите, какой способ больше подойдет вашему ребенку.
Когда вы прикрепляете его ноги к педалям, вам следует быть очень осторожным. Если велосипед будет падать, ребенок не сможет вытянуть ноги, чтобы ими остановить падение. Вам придется все время быть рядом и внимательно присматривать за тем, чтобы предотвратить падение или подхватить ребенка, если он начнет падать. Когда вы подберете подходящий велосипед и крепления, придумайте, как сделать езду на велосипеде привлекательной для ребенка. Толкать велосипед будете вы, и вам придется много раз отправляться с ним в путешествие. Однако пока ребенок учится ездить на трехколесном велосипеде с поддержкой, периоды увлечения этим занятием будут чередоваться с периодами отсутствия любого интереса. Учитывайте это и практикуйтесь тогда, когда он этого хочет. Если он настроен прекратить занятия, попробуйте вернуться к нему в другое время. Хорошей мотивацией для ребенка обычно бывает возможность присоединиться к брату или сестре, если те катаются на велосипедах. Тренируйтесь ради удовольствия и постепенно старайтесь увеличить время езды на велосипеде с поддержкой.
Для того чтобы научиться крутить ногами педали трехколесного велосипеда, нужно много тренироваться. Первый опыт ребенок получает тогда, когда вы толкаете велосипед и рулите. Встаньте сзади, незаметно возьмитесь за сиденье велосипеда и толкайте его вперед. Ребенок не захочет, чтобы вы держались за руль, и будет отталкивать ваши руки. Поэтому старайтесь касаться руля лишь немного, тогда, когда необходимо. Ребенку нужно привыкнуть к специфическим движениям ногами, которые потребуются при этом занятии, потому что раньше он никогда такие движения не использовал.
Когда ваш ребенок освоится с движениями ног, начнет привыкать к необходимости крутить педали и полюбит езду на велосипеде, предложите ему съехать вниз по наклонной поверхности (с углом наклона 1-2 градуса). Помогите ему сдвинуться с места и побуждайте покрутить педали, чтобы продолжить движение на наклонной поверхности. Если он остановится, вам придется помочь ему. Если он перестанет крутить педали, велосипед перестанет двигаться. Сила земного притяжения облегчит его задачи, у него начнет получаться, тогда появится и мотивация. Ему захочется независимости, и поэтому именно такой способ передвижения может для него оказаться лучшим, чем необходимость просить вас все время толкать велосипед, а управлять велосипедом придется вам, потому что все внимание ребенок сосредоточит на вращении педалей.
Когда вы толкаете велосипед, ребенок, если ему станет интересно, может упражняться в управлении. Ребенок уже знает, как обращаться с рулем, поскольку делал это, катаясь на игрушке с колесиками.
Умение управлять и нажимать на педали трехколесного велосипеда во время спуска по наклонной поверхности
Когда ваш ребенок познакомится со спуском по наклонной поверхности на трехколесном велосипеде, вы сможете снизить степень своей поддержки. Сначала побуждайте его исправно крутить педали, а когда он научится это делать, займитесь умением рулить.
Для того, чтобы крутить педали, ребенку необходимо:
1. Сгибать и разгибать ноги в тазобедренных и коленных суставах, толкая вперед то одну, то другую педаль.
2. Создавать стопам такие движения, которые позволят, нажимая на педали, заставлять их вращаться.
Понимание того, как двигать ногами, чтобы велосипед ехал вперед, - задача непростая, но ребенку необходимо разгадать ее. Его ноги по-прежнему важно фиксировать на педалях. Тогда он научится отталкиваться ступнями, а не вести ожесточенную борьбу за то, чтобы удержать ноги на педалях.
Трудно дать понять ребенку, что ему нужно делать, чтобы научиться крутить педали самостоятельно. Если вы скажете ему: «Жми ногами!» - и надавите на его колено, он может в подражание вам, нажать на колено своей рукой. Если вы скажете: «Двигай ногами!» - он начнет двигать ногами, но недостаточно сильно. Если вы скажете: «Поехали!» - он сможет раскачивать свое тело вперед-назад, пытаясь сдвинуть велосипед с места. Эти указания не научат ребенка всему тому сложному движению, которое мы делаем, крутя педали. Чтобы помочь ему понять, как надо крутить педали, вам придется перепробовать разные слова и разные действия.
Когда ваш ребенок оказывается на вершине наклонной поверхности, ему приходится действовать ногами, чтобы инициировать движение велосипеда. Когда он уже движется, то поддерживать движение легче. Если же он останавливается, то нужно снова «запустить» велосипед. Ваша задача - побудить его продолжать ехать вперед, пока он не съедет вниз до конца. Тогда, вы можете снова завезти его на вершину горы, чтобы он еще раз съехал вниз. Подъем на гору станет для ребенка возможностью отдохнуть, а вы сможете развеселить его, двигаясь вверх с большой скоростью.
Умение управлять и нажимать на педали трехколесного велосипеда во время езды по горизонтальной поверхности
Когда вы увидите, что ваш ребенок пытается давить на педали во время езды по горизонтальной поверхности или продолжает давить на педали, съехав с горочки, можно практиковаться в умении крутить педали во время езды по горизонтальной поверхности. Теперь ребенку придется проводить действия, способные заставить велосипед двигаться вперед. Вы поможете ему делать то, что он в состоянии сделать. Когда он застревает, выручайте его. Если ребенок может самостоятельно поддерживать движение, у него будет мотивация делать это.
Если он по горизонтальной поверхности движется медленно и с трудом, чередуйте это занятие с ездой по наклонной поверхности или побуждайте его начинать движение в нижней части горки, чтобы потом пользоваться силой инерции. Тренируясь, старайтесь уравновешивать трудности, которые испытывает ребенок, пытаясь все сделать самостоятельно, с приятными эмоциями, которые он получает, когда справится со своей задачей и поедет вперед, пусть даже с вашей помощью.
Когда ребенок останавливается и не может сдвинуться с места, то чаще всего одна его нога оказывается почти выпрямленной, а другая - согнутой в колене. Он ничего не сможет сделать в этой ситуации, потому что будет все время пытаться сильнее нажимать на педаль выпрямленной ногой, вместо того чтобы работать другой ногой. Вы заметите, что такого рода ситуация повторяется достаточно часто. Обычно и нога, которой он пытается нажимать на педаль, оказывается сильнее. Ребенок застревает в таком положении до тех пор, пока слабая нога не станет сильнее, и он не начнет работать слабой ногой так же, как и более сильной ногой. Только это позволит поддерживать непрерывное движение педалей по кругу. Старайтесь научить ребенка лучше работать ногой, согнутой в колене. Для того чтобы педали крутились эффективно, он должен координировать движения ног.
Начните делать физические упражнения на дистанции от 1 до 1,5 м и занимайтесь, пока ребенок не будет готов преодолеть большее расстояние. Когда он научится проезжать по горизонтальной поверхности 4-5 м, это означает, что он понял, как надо крутить педали. Теперь можно постепенно увеличивать расстояние до 30 м и более. Когда ребенок почувствует себя уверенно, сидя на велосипеде и крутя педали, он сам станет понемногу повышать скорость езды, и его выносливость возрастет.
Если ребенок все внимание сосредоточит на педалях, управлять велосипедом придется вам. При этом он может даже знать, как пользоваться рулем, но вы будете нужны ему, чтобы он смог полностью сконцентрироваться на работе педалей.
Когда ваш ребенок научится делать хорошо и то, и другое, вы можете попробовать позаниматься, не закрепляя его ноги на педалях. Теперь, когда он умеет толкать педали ногами, и удерживает на них свои ступни и без специальных приспособлений, хотя на поворотах это не так легко, как во время езды по прямой, ваш успех будет зависеть от практики.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)