Инклюзивное образование в системе общего образования
Инклюзивное образование, в системе общего образования, является не только проявлением демократичности общества, которое должно обеспечивать права своих граждан, но и международным обязательством государства, связанным с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций «О правах инвалидов», согласно которой государства-участники конвенции должны внедрять инклюзивное образование на всех уровнях системы образования.
В последнее время немало изменений осуществлено на этом пути, как на уровне законодательства, так и на уровне практики: внесены изменения в основные законы России о развитии и внедрении инклюзивного образования; созданы условия для обучения и молодежи с особыми образовательными потребностями на базе многих дошкольных, общеобразовательных и высших учебных заведений, осуществляется подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивной образовательной среды и тому подобное. В то же время, много вызовов все еще возникает на этом пути: нехватка ресурсов, опыта, понимания основных преимуществ новой философии образования.
В наше время проблема обучения детей с аутизмом является чрезвычайно острой.
В процессе обучения детей с аутистическими расстройствами необходимо учитывать особенности их уникальной психической организации:
- необычность системы сигналов для коммуникации с другими, собственный язык;
- получение информации от человека без прямого взгляда на него благодаря периферийному зрению;
- тонкое чувство эмоционального состояния другого человека, понимание того, с кем и как себя вести;
- сообразительность, преобладание невербального интеллекта;
- стремление к четкой определенности, порядку и завершенности, способность понимать четко определенные алгоритмы, правила и постоянно придерживаться их;
- высокоразвитая механическая память;
- умение ориентироваться по визуальным стимулам - рисункам, пиктограммам, графикам и т.д.;
- способность заинтересоваться чем-то необычным;
- развит музыкальный слух;
- умение четко ориентироваться в пространстве и времени.
Все эти сильные стороны личности детей с аутизмом должны побудить специалистов быть внимательными к их неповторимым проявлениям.
В педагогическом аспекте понятие «технология» имеет такое содержание, как научное прогнозирование (проектирование) и точное воспроизведение педагогических действий, которые обеспечивают достижение запланированных результатов. Исходя из этого определения, педагогическая технология: должна четко определять цель; способствовать отбору и структуре содержания; способствовать оптимальной организации, подбору методов, приемов и средств; учитывать уровень профессиональной компетентности педагогов и объективные методы оценки результатов.
Процесс образования ребенка с особыми потребностями (в том числе с аутизмом) приобретает конкретику только тогда, когда вокруг него собираются специалисты, которые вместе с родителями создают междисциплинарную, поли-субъектную команду психолого-педагогического сопровождения и начинают коллегиальную работу в направлении продумывания и реализации компетентного образовательного маршрута для этого ребенка.
Технология обнаружения особенностей развития ребенка,
Перед тем как начать осуществлять систематическое воздействие на развитие ребенка, необходимо определить существующее положение его развития.
Определение состояния развития ребенка:
Для этого группа специалистов, которые непосредственно взаимодействуют с ним, изучает возможности, сильные качества ребенка, его интересы, увлечения, умения, а также его потребности и трудности, с которыми он сталкивается.
Бесценным в этом контексте является взаимодействие с родителями ребенка, ведь только они могут компетентно раскрыть особые проявления его индивидуальности (правда, иногда для этого их самих надо переориентировать, чтобы они сосредоточились не только на недостатках, но и на сильных сторонах ребенка, оценили его потенциал, учитывая интересы и умения).
Каждый из специалистов оценивает проявления ребенка в той области, в которой он является компетентным.
Так, психолог проводит тестирование, позволяющее выяснить состояние развития различных сторон психики и прежде всего - выделить качественные показатели, которые характеризуют социально-эмоциональную сферу ребенка:
Одной из задач коррекционного педагога может быть выявление того, на какой анализатор (например, зрительный, слуховой, кинестетический) следует опираться в процессе организации учебно-воспитательного процесса. Такая работа очень важна для детей с аутизмом, ведь соматосенсорный, сенсомоторный и психомоторный уровни являются определяющими для их развития.
Также специалистам необходимо обратить внимание на вопросы проблемного поведения ребенка с аутизмом, поскольку такие дети иногда могут вести себя некорректно.
Их поведение может быть обусловлено такими действиями:
- ситуация является стрессовой для ребенка (много людей, слишком яркий свет, громкие звуки, раздражающие детали окружающей среды);
- ребенок хочет делать то, к чему привык, что ему нравится, а ему не позволяют этого (или он не может получить желаемый предмет);
- ребенок хочет почувствовать внимание.
Чтобы проанализировать проявления нежелательного поведения аутичного ребенка желательно, чтобы каждый из взрослых несколько раз заполнил лист наблюдений, в котором указано:
- обстоятельства, при которых начались такие проявления (помещение, время, уровень шума и тому подобное);
- что предшествовало этому поведению (внимательное наблюдение за ребенком с целью сбора нужной информации позволит определить, что непосредственно было перед проблемным поведением);
- суть самого поведения, то, что происходило после проявления этого поведения (что делали взрослые или, что изменилось и обусловило изменение состояния ребенка);
- а также предположение, что ребенок стремился достичь с помощью таких действий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)