Забота о человеке в исследовании профессиональных предпочтений
Будущие социальные работники овладевают многими видами профессиональной деятельности в социальных агентствах разных уровней. Происходит это в учебно-воспитательном процессе, в ходе производственной практики и во время студенческих научных исследований. Фрагмент одного из них выявляет особенности отношения к работе в центре занятости. Содержанием деятельности этой структуры является забота и ценностное отношение к человеку, который по тем или иным причинам потерял работу.
Как известно, отношение людей к труду во многом определяется личными представлениями о том, какое место занимает работа в их жизни. Такие представления всегда субъективны, в значительной степени обусловлены особенностями мировоззрения, которое формируется под влиянием унаследованных генетических факторов, других факторов и, прежде всего, системой предварительного воспитания и требованиями общества к нормативным моделям поведения, принятых в определенной социальной среде. Отношение людей к труду колеблется в широком диапазоне. Достаточно корректным является формирование в анкете перечень вариантов того, что дает респондентам работа. Приводим варианты и процентное соотношение ответов на вопрос «Ваша работа дает Вам ...».
Большинство респондентов считают, что работа обеспечивает им лишь минимальные возможности для существования. Речь идет, разумеется, в первую очередь об обеспечении себя самым необходимым.
Отношение респондентов к труду определяется следующими особенностями:
- моральное удовлетворение от работы испытывают чуть более пятой части опрошенных;
- уровень материального обеспечения вследствие собственного заработка респонденты классифицируют как минимальный. Важности приобретают дополнительные, к основной заработной плате, формы материального стимулирования, в частности, персональные надбавки и ежемесячные премии.
Подготовка специалистов социальной работы в центрах занятости состоит в том, чтобы происходило эффективное обучение, производилась положительная мотивация и осуществлялся творческий подход к предоставлению услуг клиентам в проявлениях заботы и ценностного отношения к ним.
Изучение проблемы на теоретическом уровне и практика станут важным шагом на пути профессионального становления специалиста социальной сферы.
Воплощение зарубежного опыта формирования профессионально-педагогической культуры будущего специалиста социальной сферы в практику работы отечественных вузов
На современном этапе происходят изменения, направленные на повышение эффективности подготовки социально-педагогических кадров. С этой целью:
- принимаются законодательные и нормативно-правовые акты о поддержке студенческой молодежи;
- обеспечиваются надлежащие условия обучения;
- утверждается гуманизация образования, идет поиск новых форм и методов обучения и модернизация его цели;
- внедряются инновационные технологии, формы контроля знаний студентов и качества деятельности учебных заведений;
- происходит кооперация отечественных и зарубежных высших учебных заведений;
- осуществляется переход к субъект-субъектной педагогической парадигме и тому подобное.
С целью реализации прогрессивных идей опыта подготовки специалистов социальной сферы Франции, в работе отечественных высших учебных заведений необходимо:
- внедрить эффективную систему профессионального отбора абитуриентов на специальность «Социальная работа»;
- расширить диапазон специальностей и специализаций специалистов социальной сферы;
- оптимально совместить теоретический и практический компоненты профессиональной подготовки с учетом требований мировых стандартов;
- целенаправленно готовить руководителей практики;
- внедрить инновационные технологии обучения, различных форм последипломного образования, подготовки докторов социальной работы;
- осуществить поиск альтернативных возможностей овладения профессиональной квалификацией в области социальной работы.
Немало прогрессивных идей британского опыта могут быть успешно использованы в нашей стране, например:
- особенности практической подготовки;
- система оценки;
- профессиональный отбор;
- наличие учителей практики, тьюторов;
- внедрение элементов дистанционного обучения и др.
Результаты сравнительного анализа содержания профессиональной подготовки социальных педагогов в высших учебных заведениях Германии и России позволяют в отечественный опыт:
- внедрить практически-ориентированные технологии обучения;
- объединить теоретический и практический компоненты профессиональной подготовки в соответствии с евро-стандартами высшего образования;
- организовать подготовку супервизоров - руководителей практик студентов;
- расширить перечень профессионально-ориентированных дисциплин по выбору;
- создать надлежащие дидактические и технические условия для интенсивного развития дистанционного образования;
- привлечь студентов к мониторингу и решению социально-педагогических проблем региона;
- усовершенствовать подготовку магистров и аспирантов к научно-педагогической деятельности через внедрение ежегодных собраний с целью обмена опытом осуществления социально-педагогических исследований и взаимного обогащения, педагогической практики в других высших учебных заведениях.
К перспективам использования в высших педагогических учебных заведениях опыта подготовки будущих социальных педагогов в Австрии относятся такие, как:
- разработка гибких учебных программ по подготовке социальных педагогов;
- повышение мобильности студентов и преподавателей в реализации международных проектов, связанных с социальной защитой граждан своей страны;
- внедрение новых форм, методов и технологий обучения;
- увеличение ассигнований государственного финансирования на осуществление программ социальной защиты различных слоев населения (молодежи, пожилых людей, инвалидов и т.д.).
Позаимствовать из американского опыта формирования профессионально-педагогической культуры будущих социальных работников возможно:
- расширение баз практики (специальные центры социальной работы, социальные программы, предприятия, общественные организации);
- более продуктивное использование возможностей волонтерского движения студентов как фактора профессиональной подготовки.
Поэтому важно провести специальные исследования научного и методического обеспечения учебного процесса подготовки будущих социальных педагогов, детально изучить особенности практического обучения студентов, а также внедрить инновационные технологии обучения. Это позволит создать условия для повышения эффективности развития профессионально-педагогической культуры будущих специалистов социальной сферы, в частности, ее составляющих.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)