Современные научно-теоретические основы общеобразовательного менеджмента инклюзивного обучения
Проблемы политики социальной адаптации людей с определенными физическими и психологическими проблемами - это возможность иметь свободный доступ к образованию и коммуникативной инфраструктуре.
На сегодняшний день количество детей-инвалидов в государстве постоянно растет. Формирование положительных и отрицательных аспектов развития инклюзивного образования, определение основных принципов государственной политики по внедрению инклюзивного образования является одним из направлений социальной адаптации детей-инвалидов.
Многие дети с ограниченными физическими возможностями могут учиться в обычных школах и достигать высоких результатов. Как правило, дети из общеобразовательных учреждений быстрее и легче адаптируются в обществе. «Инклюзия» означает увеличение степени участия всех граждан в социальной жизни. Определяющей задачей инклюзивного учреждения образования является предоставление всем участникам равной возможности получения полноценного образования. Необходимо привлечение детей-подростков с вышеупомянутыми проблемами в социально-экономическую жизнь, что создает возможности совершенствования и самореализации.
В условиях трансформации рыночных отношений был начат государственный эксперимент обучения этих детей в общеобразовательных и высших учебных заведениях. Данный эксперимент осуществляется по двум направлениям:
1) Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития в условиях высшей школы.
2) Инклюзивное обучение, предусматривающее совместное пребывание детей с различными нарушениями психофизического развития с их здоровыми сверстниками, при коррекционной помощи. Концепция инклюзивного образования предусматривает участие детей с инвалидностью в общеобразовательном процессе с целью формирования не только соответствующего образовательного уровня, но и ментальной социальной позиции гражданина как одного из условий формирования гармоничной, самодостаточной личности для полноценного функционирования в социальном пространстве.
Государственная политика внедрения инклюзивного образования должна быть поэтапной.
Первый этап - осуществление социально-психологического и статистического анализа деятельности учебных заведений.
Второй этап - совершенствование нормативно-правовой базы функционирования национальной системы оценки качества образования.
Эффективность государственной политики требует создания комплексной системы образования на всех уровнях: «детский сад - школа - вуз - последипломное образование - будущая профессия - введение спектра предложений образовательных услуг - исчерпывающий канал информации - приспособление к среде».
Правовые основы инклюзивного образования
Со времени ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка все большее признание и распространение получает социальная модель, которая больше связана с соблюдением прав человека. В противоположность медицинской модели, социальная модель рассматривает проблему здоровья, как социальную проблему, а не как характеристику личности, поскольку она (проблема) обусловлена неприспособленностью окружения, включая отношение к людям с особыми потребностями и производственные нормы, архитектурную безбарьерность и транспорт. Термин «особые образовательные потребности» появляется вместе с появлением термина «инклюзивное образование», как вариативная модель специального образования.
Люди с физическими недостатками оказались среди групп населения, наиболее чувствительных к неурядицам экономики в период экономического кризиса. В нестабильной экономической среде развались многие предприятия и фирмы, а те, которые продолжают существовать, существенно уменьшили свой штат. Поиск и выбор работы, подходящей для лиц с инвалидностью связан с еще большими трудностями, обусловленными, с одной стороны, физическими возможностями самих инвалидов, с другой - нежеланием работодателей принимать на работу людей с ограниченной трудоспособностью.
Инвалиды есть во всех государствах и среди всех слоев любого общества. Количество инвалидов в мире постоянно растет, хотя причины и последствия инвалидности могут быть разными. Такие различия обусловлены различными социально-экономическими обстоятельствами и разной степенью обеспечения государствами благосостояния своих граждан.
С целью повышения уровня занятости предполагается создать Единую информационную базу данных инвалидов, которая состоит из трех взаимосвязанных составляющих:
1) единого банка данных инвалидов, который содержит количественные и качественные характеристики контингента инвалидов, желающих работать;
2) банка данных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, который аккумулирует информацию о количественном и качественном составе рабочих мест, на которых можно использовать труд инвалидов;
3) системы постоянного мониторинга процессов занятости и трудоустройства инвалидов с целью информационного и аналитического обслуживания указанных процессов; усилить сотрудничество при решении вопросов профессиональной реабилитации инвалидов и их трудоустройства.
Реалии жизни тем жестче, чем более незащищенным является человек. И поэтому, для большинства людей реальным выходом является работа дома. И компьютерная работа занимает среди них одно из первых мест.
Таким образом, основой самореализации инвалида как личности является профессионально-трудовая деятельность. Именно поэтому, важно обеспечить инвалиду выбор профессии, специальности в соответствии с его состоянием здоровья, потенциальными возможностями, интересами, желаниями. Эти задачи могут решаться через систему психологической поддержки и профессиональной ориентации, которая способствует выбору профессий с учетом вида заболевания, группы инвалидности, возможностей, интересов и желаний инвалида, а затем - и соответствующей профессиональной подготовки.
Исходя из необходимости существования различных типов интеграции в учебном заведении, активизируется поиск способов и средств совершенствования профессионально-педагогической подготовки педагогов, преподавателей к работе с детьми, имеющими особенности психофизического развития.
Также, нужна реализация перспектив социальной реабилитации студентов, выпускников высших учебных заведений с особыми потребностями, создание предпосылок для их интегрированного обучения, следующей самостоятельной жизни.
- прохождение практики в специализированных учреждениях с целью усвоения различных методов и способов социально-педагогической работы с целевыми группами и приобретения необходимого опыта взаимодействия с ними.
Пути совершенствования педагогического мастерства начинающих преподавателей
Одним из важнейших факторов повышения качества высшего образования является наличие соответствующего кадрового потенциала, профессионально способного для реализации задач образования. Формирование специалистов, соответствующих требованиям современной образовательной практики, проводится в высших учебных заведениях различной формы собственности третьего и четвертого уровня аккредитации. Учитывая положения, что специалиста может подготовить только специалист, а также значительный динамизм и быстрое «старение» информации, стоит задача постоянного развития научно-педагогического состава высшего учебного заведения. Чаще всего в практике управления образовательным учреждением такое развитие и совершенствование знаний, умений и навыков называется повышением квалификации преподавателей.
Практика выполнения государственных стандартов уровней образования и требований «рынка труда» свидетельствует, что для подготовки специалистов необходима напряженная, творческая и профессиональная работа всего научно-педагогического состава вузов, в условиях динамизма и особенностей развития государства.
Становление преподавателя - это сложный, часто длительный и болезненный процесс. У каждого начинающего преподавателя он протекает по-разному и имеет неодинаковое время. Все это зависит, прежде всего, от самого преподавателя, уровня его профессионализма, жизненного опыта и личных качеств. Практика показывает, что первые два года у преподавателя идет на изучение материала, затем, три - на усвоение методики проведения занятий. Следующий этап составляет совершенствование его преподавательского мастерства, развитие личного творчества, усвоение и творческое использование инновационных технологий обучения и др.
Не имея базового педагогического образования, они испытывают определенные трудности адаптации к новому виду деятельности. Ведь их научный, исследовательский и производственный опыт не приспособлен к выполнению трех функций преподавателя: информативно-учебной, воспитательной и развивающей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)