Опыт и успех в трудоустройстве людей с инвалидностью
- занятости имели разный опыт и успех в трудоустройстве людей с инвалидностью. Важным было изучение и обобщение положительного опыта (отечественного и иностранного), а также его распространение путем создания и внедрения единой методологии для всех центров занятости. Этому способствует устойчивая заинтересованность Государственной службы занятости в улучшении Методологии, что демонстрировалось в контексте внедрения Проекта.
- службы занятости не хватало специальных знаний, необходимых для работы с клиентами, имеющих инвалидность. Поэтому в рамках Проекта была разработана специальная учебная программа, подготовлено методическое пособие, обеспечена подготовка тренеров.
В рамках Проекта было также проведено исследование представлений работодателей и людей с инвалидностью по сложившейся ситуации и проблем с трудоустройством. Выявлено, что существуют мифы как у работодателей, так и у людей с инвалидностью относительно занятости последних. Для преодоления этих мифов важно проведение широкой информационной кампании как на национальном уровне, так и через центры занятости.
Разработка информационного пакета для использования центрами занятости в своей деятельности, справочника для работодателей «Трудоустройство и занятость людей с инвалидностью», а также разработка и внедрение веб-сайта было ответом Проекта на обнаруженную ситуацию.
Значительный интерес, который вызвал справочник для работодателей «Трудоустройство и занятость людей с инвалидностью» также свидетельствует о нехватке у работодателей необходимой информации, свидетельствует о целесообразности разработки такого справочника в рамках Проекта и необходимости продолжения дальнейшей информационной работы среди работодателей.
Существует положительный опыт организации занятости людей с инвалидностью в разных компаниях, но его немного. Программы корпоративной социальной ответственности и коллективные договора, как правило, не включают положения, касающиеся обеспечения и организации занятости лиц с инвалидностью. Такой вывод удалось сделать по результатам анализа заявок, поданных работодателями на конкурс «Лучшие практики корпоративной социальной ответственности. Обеспечиваем лучший опыт».
Средства массовой информации недостаточное внимание уделяют освещению вопросов занятости людей с инвалидностью. Большее внимание уделяется проблемным аспектам и отрицательным примерам. Недостаточно освещается положительный опыт и успешные истории. Именно с целью изменения такой ситуации Проектом были организованы конкурсы для Средств массовой информации, собран и опубликован ряд успешных историй, снят ролик социальной рекламы.
Имеющаяся практика заполнения медико-социальной экспертной комиссией индивидуальных программ реабилитации инвалидов не способствовала эффективному трудоустройству клиентов с инвалидностью. Для улучшения ситуации важным было налаживание более тесного взаимодействия между медико-социальной экспертной комиссией и центрами занятости. Проект способствовал установлению такого сотрудничества путем включения соответствующих разъяснений в проекты Модели и Методологии, привлечения специалистов Минздрава и медико-социальной экспертной комиссии в учебные мероприятия и проведения ряда рабочих совещаний.
В регионах, где проходила апробация Модели и Методологии отмечалась низкая заинтересованность профсоюзных комитетов в сотрудничестве по трудоустройству людей с инвалидностью. Этот аспект требует также отдельного внимания.
Централизованный банк данных по проблемам инвалидности в имеющемся формате не позволяет центрам занятости использовать его ресурс в полной мере в процессе работы. Во время семинара пилотными центрами занятости в сотрудничестве со специалистам Министерства социальной политики наработаны предложения относительно его наполнения и расширения доступа к базам данных. Однако остается вопрос финансирования технического совершенствования Централизованного банка данных.
Как показывает опыт, в основном трудоустраиваются люди с инвалидностью с общими заболеваниями, а также с проблемами слуха. Затруднено трудоустройство незрячих и людей со значительными физическими ограничениями, в частности с детским церебральным параличом и таких, которые пользуются коляской. Наиболее проблематично трудоустройство людей с психическими расстройствами и умственной недостаточностью. В сложившейся ситуации, без дополнительных стимулов для работодателей и программ поддержанной или защищенной занятости, трудоустройство этих групп остается маловероятным.
Остается недостаточной мотивация Фонда социальной защиты инвалидов в финансировании создания специальных рабочих мест для работников с инвалидностью. Этот вопрос требует дополнительного внимания и соответствующих решений на уровне Министерства социальной политики.
Результаты проведения апробации Проекта
Модели, включая Методологии, признаны удовлетворительными, что позволило рекомендовать проект Модели (в части, проходившей апробацию) к распространению. В результате этого, Методология, разработанная в рамках Проекта включена в Единую технологию предоставления социальных услуг Государственной службой занятости.
По результатам апробации выяснилось, что значительную роль в организации взаимодействия центров занятости с партнерскими организациями играют областные центры занятости, поэтому налаживание сотрудничества нужно начинать именно с областного уровня.
Проведенная апробация первого этапа внедрения Модели подчеркнула необходимость осуществления следующих этапов.
Только полное внедрение Модели позволит значительно повысить уровень занятости людей с инвалидностью и обеспечить их достойную работу.
Остается много действий, необходимых для дальнейшего эффективного внедрения разработанной Модели. Эти действия не смогли быть реализованы в полном объеме в пределах финансирования действующего проекта.
Проектом было поддержано только I этап внедрения Модели в части налаживания взаимодействия между партнерскими организациями и внедрение новой Методологии Государственной службы занятости, а также подготовку ее персонала.
На втором этапе важным является введение новых механизмов стимулирования работодателей к найму работников с инвалидностью. В проекте Модели, учитывая экономическую ситуацию, предложены соответствующие меры на кратко- и среднесрочную перспективу. Однако, важным является поиск дополнительных стимулов в долгосрочной перспективе.
III этап внедрения Модели предусматривает организацию подготовки и привлечения специального персонала, а именно по трудовой реабилитации; по организации и адаптации рабочего места и создание специального рабочего места по сопровождению инвалидов на рабочем месте. Сейчас учебными заведениями не проводится подготовка таких специалистов. Это требует соответствующих мер для организации такой подготовки, а также решения административных вопросов, связанных с их профессиональной деятельностью.
Также, неохваченными остаются вопросы разработки механизмов внедрения защищенной и поддержанной занятости.
После успешной реализации внедрения Модели перед Правительством стоит задача продолжения системной деятельности в этом направлении.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)