Выводы к главе- Общие принципы общения.
Принцип одного поколения.
Сверстники – категория, которая требует признать то, что дети могут жить своей собственной жизнью, иметь свои собственные считалки и игры, которые передаются от одного детского поколения другому, свои секреты и клады, иметь общий интерес к чтению, к математическим закономерностям, к природе, к загадочности, которая понятна детям. Идея принципа одного поколения может быть определена фразой «мы сами». Чтобы сохранить такую форму детской самоорганизации, взрослый должен уйти за ее пределы. Но он не превращается в постороннего, он сам становится участником-наблюдателем, потому что в это время все «свои».
Нормальное общение детей между собой и со взрослыми является движущей силой в развитии личности дошкольников.
Принцип единства всех видов деятельности.
Многие педагоги и психологи «раскладывают» жизни детей на составляющие компоненты (интеллектуальный, эмоционально-волевой, личностный). Это приводит к нежелательному «синтезу», жизнь детей начинает восприниматься, как в разработке методических приемов, направленных на развитие лишь отдельных сторон психики ребёнка (например, тренировка внимания, формирование сенсорных эталонов, развитие мышления или произвольного поведения). Такое исключение прямой связи между различными видами деятельности детей сужает целостное восприятие ими окружающей действительности, тормозит формирование важнейших качеств ребёнка: активности, смелости, веры в собственные силы. Вот почему в процессе развития речи нужно постоянно стремиться к тому, чтобы за каждым услышанным словом у ребёнка возникал образ этого предмета. Словесный образ должен быть закреплен ребёнком в чувственном образе: в его руках – в рисовании, в его речи – в произношении, в его глазах – в видении. Хорошие результаты в коррекционной работе можно получить при наличии прямой связи между всеми видами деятельности детей.
Принцип личностного взаимодействия.
Различаются четыре степени развития. Три из них: инстинкты, навыки и интеллект относятся к естественным (натуральным), а четвертая степень – освоение ребенком сложных приемов культурного поведения – они называются волей. «Культура ничего не создает, она только использует данное природой, видоизменяет и ставит на службу человеку».
Исходя из этого высказывания, на содержание педагогической работы можно посмотреть, как на задачу сохранения психических качеств детей, составляющих природу человека, и которые при определенных условиях прорастают в культурные формы поведения. О каких качествах в данном случае идет речь? Это умение вслушиваться в поток речи и звуков, координировать совместные действия. Эти качества есть у детей, они даны им природой. Поэтому, прежде всего, задача педагогов в работе с детьми с особыми потребностями в том, чтобы создать особый дружелюбный микроклимат в совместной деятельности детей, где уже на начальном этапе возникает проблема лидерства, которая порождает раздражительность, агрессию, или наоборот, вялость, пассивность, безынициативность.
Принцип коммуникативности и сотрудничества.
Для того, чтобы создать условия для общения, следует взрослому отойти от лидерства, дать ребёнку возможность реализовать свой опыт, утвердиться в своих силах среди сверстников. Организация общения на начальном этапе с детьми в логопедической группе имеет свои особенности, которые обусловливаются не только речевыми, но и физическими, психическими патологиями. Так, у детей с низким уровнем познавательного развития наблюдается снижение интереса к окружающей среде; состояние внимания, восприятия ниже возрастных возможностей и тому подобное.
У детей, страдающих дизартрией, в ряде случаев выражено отставание в физическом развитии, прежде всего, наблюдается ограниченный уровень двигательной активности. Однако все это усложняет, но не является препятствием для полноценного развития личности каждого ребёнка.
Принцип единства развития каждого участника и всего коллектива: работа в микрогруппах.
Организация общения в коллективе дошкольников на начальном этапе имеет свои особенности, которые обусловливаются не только речевыми, но и физическими, психическими патологиями. Очень трудно научиться детям слушать и слышать друг друга. Вот почему необходимо создать и условия для общения детей сначала в паре, потом в тройках. При этом необходимо предоставлять ребёнку право выбора: с кем быть, а с кем нет.
И сама традиционная игра «Что здесь лишнее?» проходит интереснее, с эмоциональным детским подъемом, когда набор предметных картинок можно предложить детям, которые выбрали себе пару по собственному желанию. В паре дети определяют, что изображено на рисунках, находят лишнее, договариваются, кто будет рассказывать. При таком подходе каждый ребёнок чувствует себя спокойно, а главное, он не один, а играет с выбранным другом. В паре они учатся понимать и воспринимать друг друга такими, какие они есть.
Важно отметить, что дети слушают друг друга, несмотря на языковые патологии. А именно речевая активность детей является движущей силой в преодолении дефекта. В дальнейшем навыки работы в паре дети закрепляют на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием... Эти занятия помогают детям объединиться без особых проблем в тройки и в малые группы. Работа в парах, тройках и малых группах способствует сближению детей, усовершенствует их общение. Но даже при таком подходе в организации учебного процесса дети неохотно вступают в деловой разговор, стараются уйти от общения.
Детям неинтересно пересказывать рассказ, даже короткий, который только что все услышали, неинтересно описывать игрушку или картинку, которую все видят, неинтересно высказываться о предмете, который можно описать одним словом или даже жестом. Неинтересно, потому что нарушена мотивация деятельности, которая подчинена требованиям учебной дисциплины. В этой ситуации педагогическая логика вступает в конфликт с логикой общения. Такая проблема вполне понятна и решается, если умело использовать в работе невербальное общение. Оно раскрывает новые возможности детям, имеющим серьезные проблемы с речью. Даже у детей, с пониженной мимикой проявляется высокий интерес к невербальному общению. Постепенно дети овладевают навыками мимического выражения.
Предварительное общение в паре, в тройке очень сближает детей в любом деле.
Принцип саморазвития на основе рефлексии (самооценка).
Дети становятся все более внимательными, беспокоятся друг о друге, когда приобретают навыки дружеских отношений. И таким детям, имеющим проблемы в решении своих задач, друзья обязательно подскажут, помогут, у них появится сначала желание общения, а затем и интерес к тому, что происходит вокруг. Но самое главное для развития личности ребёнка – это возможность высказать свое мнение, быть выслушанным. А это становится возможным, когда общаются друзья.
Для детей очень важно, где, с кем и как они будут сидеть на занятии. Им всегда хочется посмотреть, как дела у соседа и не только у него. Если ребёнок сидит рядом с другом, то его интересует в первую очередь, что делает друг. На некоторое время ребёнок забывает о своей работе, а когда возвращается к ней, его охватывает раздражение, или ребёнок молча заявляет: «Я не могу, у меня не получается». Если детей посадить напротив друг друга, то мы получим совсем другой результат и у тех, у кого получается, и у тех, кто не может справиться с задачей. Выполняя задания, дети имеют возможность подсмотреть у друга, продолжая делать свое дело. Это обязательно происходит с речевым сопровождением: «У меня тоже получается», «Что-то я никак не могу написать ровно...». В первом и во втором случае ребёнок, к которому обращаются, даст совет или порадуется за своего друга.
Так и возникает сначала не очень распространенный диалог. Мы, взрослые, знаем, что диалог возникает из потребности общаться. А что получается на самом деле? Шум, разговоры мешают педагогу. Но как можно развивать речь молча? Если дети говорят, то это потребность, которую невозможно отрицать или запрещать. Надо уметь, точнее хотеть направить речевую деятельность.
Диалог, как и между взрослыми, возникает не сам по себе. Условием для диалога является уважение к собеседнику, умение слушать и слышать его, задавать вопросы и высказывать собственное суждение. При такой организации общения рабочий шум становится тише, дети меньше конфликтуют, у детей возникает потребность расширять круг своего общения, то есть они с удовольствием объединяются в малые группы. Вот почему ребёнку недостаточно общения с двумя-тремя сверстниками. У него при таком общении практически нет полной возможности реализовать себя в кругу сверстников. Общение в малых группах сокращает дистанцию между детьми, воспитывает терпимость и уважение к мнению товарища. В процессе общения складываются благоприятные условия для развития адекватной самооценки, особенно у детей с пониженным уровнем познавательного развития.
Принцип активности.
Для того, чтобы сохранить эмоциональное благополучие ребёнка, ему надо дать почувствовать себя успешным во всех сферах деятельности. В малых группах совершенствуется диалогическая речь. Благодаря созданию условий, в которых ребёнок учится задавать вопросы, и происходит развитие монологической речи. Кроме того, такой подход в организации педагогического процесса способствует развитию у детей с особыми потребностями активности, которая проявляется в различных формах:
- активность в общении, которая проявляется способностью быть контактным, не бояться незнакомых людей;
- активность в поведении – это предпосылки направленного поиска, то есть способность не избегать трудностей при решении практических задач, особенно в развитии речи, где ребёнку приходится иногда прикладывать максимум усилий, чтобы произнести слог, слово, предложение со звуком, вызывает трудности;
- активность в речи – это желание и намерение высказаться, умение начать разговор, поддержать его, то есть умение принимать участие в общей беседе.
Высоких результатов в коррекционной работе можно достичь лишь в том случае, если в детском коллективе создать особый микроклимат доброжелательности, внимания друг к другу, взаимоуважения, уступчивости и, вместе с тем, инициативности, активного интереса ко всему, что происходит
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)