1.8. Инновационные подходы к коррекционно-восстановительной работе.
В детском саду эффективным является использование нетрадиционных методов коррекционной работы.
Нетрадиционные коррекционные методики раскрывают широкий спектр возможностей дошкольников с особенностями развития, а использование методов и приемов современных технологий, направленных на психофизическое развитие, объединяет факторы влияния на ребёнка с нарушениями развития в процессе вербального и невербального взаимодействия.
Каждая из методик влияет комплексно на различные виды ощущений, создавая у детей специфическое психологическое состояние.
Наиболее удачно интегрируются арт-терапевтические методики и специальные речевые задания (взрослый в комплексе влияет на ощущения ребёнка и задействует максимальное количество анализаторов, способствует наиболее качественному усвоению определенных понятий, быстрому овладению умениями и навыками). Объединение нескольких методик позволяет создать непринужденные ситуации общения и максимально мотивировать ребёнка для совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Применение различных арт-терапевтических методик раскрывает творческие возможности ребёнка с особыми потребностями, способствует возникновению стремления к творчеству, преобразованию мира.
Цветотерапия – это эффективный метод воздействия цветом на организм дошкольника с особыми потребностями с целью обновления его привычной жизнедеятельности. Учеными доказано, что цвет вызывает определенные биохимические реакции в различных тканях и органах, стимулирует деятельность желез, а также некоторые отделы головного мозга, и также гипофиз, который стимулирует выработку целого ряда гормонов, которые отвечают за обмен веществ, сон, аппетит, эмоциональное состояние и тому подобное. Другими словами, как мы себя чувствуем, во многом зависит от цветов, которыми мы окружены.
Влияние цвета на организм ребёнка.
- Зеленый – положительно действует на нервную систему, полезен для глаз, лечит простуду и головную боль.
- Желтый – положительно влияет на работу желудка.
- Синий – снимает напряжение, помогает при простудах, лечит глаза, уши, легкие, нос.
- Зелено-голубой – придает ощущение спокойствия, удовлетворения, безопасности.
Музыкотерапия – это направление арт-терапии, в основе которого лежит использование музыки с лечебной и коррекционной целью. Во многих современных исследованиях выделяются такие лечебно-коррекционные функции музыкотерапии:
- регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;
- регуляция психоэмоционального состояния;
- повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;
- улучшение усвоения новых положительных установок и форм поведения;
- коррекция коммуникативной функции;
- активизация творческих проявлений.
Песочная терапия акцентирует внимание на естественном проявлении мыслей, чувств и настроения в творчестве, принятии ребёнка таким, какой он есть. Этот вид терапии дает возможность детям игровым способом рассказывать о своих проблемах, продемонстрировать свои страхи и избавиться от них, а также снять эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребёнка – это необходимая, естественная и любимая деятельность.
Куклотерапия используется, как основной прием коррекционного воздействия – куклы, которые являются промежуточным объектом во взаимодействии ребёнка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь ребёнку с особыми потребностями ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самооценку, решить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Су-Джок терапия – один из эффективных методов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы ребёнка. С помощью массажеров Су-Джок проводят массаж пальцев и кистей рук. Использование в коррекционной работе точечного массажа положительно влияет на функции различных органов и систем: успокаивает и стимулирует нервную систему, улучшает кровообращение, питание тканей, регулирует деятельность желез внутренней секреции, снимает болевые ощущения, снижает напряжение мышц.
Опыт осуществления коррекционно-восстановительной работы с детьми с особыми потребностями показывает, что они в подавляющем большинстве имеют ряд способностей к практической деятельности, благодаря чему при благоприятных условиях могут достигать высокого уровня социальной адаптации. Своевременное выявление склонностей ребёнка, их развитие и реализация помогают смягчить негативное влияние трудностей в обучении на формирование его личности, сохранить позитивное отношение к себе и окружающим.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)