Дополнительное преподавание
Дополнительное преподавание практикуется тогда, когда надо, чтобы один из педагогов усилил качество преподавания другого педагога. Это может происходить, например, когда один из педагогов еще раз повторяет информацию другими словами, моделирует необходимые навыки и тому подобное. В некоторых случаях один из педагогов может провести предварительное занятие для небольшой группы учащихся по развитию социальных навыков, необходимых для успешного кооперативного обучения в малых группах, а затем наблюдать за их выполнением.
Обычно при использовании этой формы совместного обучения один из педагогов несет основную ответственность за разработку плана урока. Оба педагога участвуют в представлении учебного материала, хотя их методы могут немного отличаться. Например, один учитель может читать информацию вслух, а второй - делать заметки на доске.
Дополнительное или взаимодополняющее преподавание является хорошей возможностью для менее опытного педагога получить необходимую практику и ощущение уверенности в своих силах, чтобы перейти к другой форме совместного преподавания - преподавания в команде.
Пример из практики: дополнительное преподавание
Урок природоведения в втором классе.
На уроке природоведения учащиеся сравнивают семена различных фруктов. При планировании урока учитель, ассистент учителя и логопед встретились с заместителем директора школы по вопросам инклюзивного образования, чтобы обсудить учебные виды деятельности, которые предусматривают использование различных сенсорных возможностей учащихся.
Оксана, ассистент учителя, которая имеет музыкальные способности, начала урок песенкой про фрукты, с которыми дети будут работать на уроке. Дети поют песню вместе с ассистентом учителя. После этого учитель спрашивает детей, что, по их мнению, они будут изучать сегодня. Дети хором отвечают: «Фрукты». Учитель демонстрирует различные фрукты (яблоки, груши, сливы, бананы, апельсины), а ученики хором их называют. В то же время, Наталья, которая имеет художественные способности, рисует эти фрукты и подписывает их.
Учитель объясняет ученикам, что сегодня они будут работать в парах и будут создавать таблицу характеристик семян каждого из фруктов. В таблице они будут описывать цвет, форму, размер и количество семян в каждом из фруктов. В то время как Мария (учитель) объясняет задачи, ассистент учителя выдает каждому ученику половину виноградинки, чтобы в ней было видно семена. Коля, мальчик с аутизмом, сидит рядом с Юлей - девочкой, которая всегда охотно помогает ему.
Учитель спрашивает учеников о каждой из характеристик семян, а Наталья (логопед) в настоящее время записывает ответы детей.
После этого Наталья выдает каждой паре учеников напечатанные на листах бумаги таблицы, которые соответствуют таблице, нарисованной на доске. В это время учитель проверяет, все ли поняли ученики. Затем учитель, ассистент учителя и логопед одновременно дают один фрукт каждой паре детей, для того чтобы они исследовали и записали результаты в таблицу. Каждый фрукт, дается детям, разрезанный пополам, чтобы дети могли видеть семена.
В то время как дети работают, все трое педагогов время от времени подходят к ним, чтобы проверить процесс выполнения задания. Ассистент учителя имеет дополнительное задание – наблюдать за парой Коля и Юля, чтобы помочь им в случае необходимости.
После того как дети завершили выполнять свою задачу, им предлагается нарисовать семена, которые они изучали, и попробовать на вкус фрукты. Эти задачи также предлагаются ученикам, которые закончили свою работу раньше. Они являются хорошей мотивацией для других детей завершить выполнение задачи.
В конце урока Мария просит учеников встать в круг и обсудить свои таблицы. Учитель вызывает отдельные пары, чтобы те продемонстрировали свои результаты, а Наталья в это время записывает результаты на большом листе бумаги. Дети еще раз поют песню о фруктах с ассистентом учителя. Интересно, что во время урока Оксана (ассистент учителя) придумала новый куплет к песне. Дети поют известную им песню о фруктах, добавляя новый куплет.
Учитель отмечает, что Оксана придумала этот куплет специально для учеников, и теперь они будут петь эту песню каждый день при изучении темы «Фрукты». Также учитель информирует детей о том, что будет происходить на следующий день, а именно об изготовлении коллажа из фруктов и семян.
Дополнительное преподавание, как и предыдущие формы совместного обучения, также содержит все компоненты сотрудничества: личное взаимодействие, положительную взаимозависимость, межличностные навыки, мониторинг прогресса и индивидуальную подотчетность. Однако, если сравнивать предыдущие формы совместного обучения, можно заметить, что уровень этих компонентов повышается в процессе перехода от поддерживающего к параллельному и дополнительному обучению. Очень важно, что ученики имеют возможность наблюдать компоненты сотрудничества между учителями на практике.
Преподавание в команде.
В процессе командной работы учителя обычно делают все, что делает традиционный учитель (предполагают, преподают, оценивают, несут ответственность за обучение всех учащихся в классе). Ответственность, как и лидерство, являются общими во время командной работы. Например, один педагог может демонстрировать ход проведения эксперимента, тогда как второй моделирует ведение записей или результаты эксперимента.
Педагоги, работающие как команда планируют урок таким образом, чтобы получить возможность проявить свои лучшие стороны. Например, при изучении темы о научных открытиях учитель, интересующийся историей, рассказывал о влиянии научных изобретений на жизнь общества, в то время как второй учитель объяснял особенности работы самих механизмов.
Основной характеристикой командной работы является одновременное ведение урока двумя педагогами, которые проводят урок по очереди, поддерживая друг друга. При такой форме проведения общего преподавания ученики видят обоих учителей как компетентных экспертов.
Учителя распределяют обязанности по планированию и преподаванию. Такой способ организации совместной работы требует высокой степени сосредоточенности, поэтому уровень комфорта и удовлетворенности совместным трудом должен быть достаточно высоким. Между учителями должен существовать высокий уровень взаимного доверия и уважения; они должны быть готовы согласовывать свои стили преподавания.
Пример из практики: преподавание в команде
Внеклассное занятие с детьми по вопросам решения проблем.
Елена (учитель начальных классов) проводит еженедельные внеклассные занятия на тему тех или иных вопросов. На этой неделе занятие посвящено развитию навыков решения проблем. У Марины (ассистента учителя) было специальное задание наблюдать за детьми во время перерывов и игр на улице и записывать примеры проблемных ситуаций. На это занятие Марина подготовила описания нескольких проблемных ситуаций, которые она могла наблюдать. В прошлом году Марина участвовала в семинаре на тему вопросов решения проблем.
Елена (учитель) выбирает одно из описаний проблемной ситуации и зачитывает его всем ученикам. Первая проблемная ситуация касается того, что один из мальчиков обозвал другого, и между ними возникла драка. Марина прикрепляет форму решения проблемы, а Елена просит детей определить суть проблемы.
После этого учитель просит детей подумать над возможными путями решения этой проблемной ситуации. Дети придумывают пять вариантов, которые Марина записывает вместе с шестым вариантом учителя.
Следующий шаг - определение и обсуждение недостатков каждого из предложенных вариантов. Учитель и ассистент учи теля моделируют обсуждения недостатков первого варианта, после чего учитель записывает их. Затем педагог просит детей в парах обсудить недостатки следующих пяти вариантов. После обсуждения каждого из них учитель записывает идеи детей.
Педагог и ассистент учителя повторяют моделирование обсуждения преимуществ первого варианта и предлагают детям повторить этот процесс тоже. Однако на этот раз они немного меняют процесс: преимущества, которые были названы чаще всего, они обводят кругом.
Далее детям предлагается объединиться с другим партнером и обсудить возможные пути решения, которые имели бы больше преимуществ и меньше недостатков. Через несколько минут учитель просит детей поделиться своими идеями, а Марина записывает их.
Подытоживая урок, учитель отмечает, что в следующий раз, когда произойдет подобная ситуация, дети могут попробовать один из вариантов ее решения. Учитель и ассистент учителя также делятся собственным опытом, как этот метод помог им при решении их личных и профессиональных проблем. Учитель также спрашивает детей о том, каким образом этот способ может помочь им решать проблемы в школе, дома или на улице.
Как видно из этого примера, преподавание в команде также предусматривает все элементы сотрудничества, хотя и требует более высокого уровня доверия, уверенности, общения и личного взаимодействия при планировании.
Важно также отметить, что ни одна из форм совместного преподавания, описанная выше, не является хуже или лучше, чем другие. При выборе той или иной формы совместного преподавания остается одна цель - улучшение знаний учащихся.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)