Карта наблюдения посещения детских домов и интернатов
Инструкция для наблюдателя
1) Внимательно ознакомьтесь с картой до начала посещения учреждения, поскольку последовательность пунктов требований по наблюдению может не совпадать с последовательностью вашего передвижения учреждением, что оценивается и на территории которого проводится наблюдение;
2) Во время посещения старайтесь максимально точно отмечать необходимую информацию и фиксировать ее в соответствующих пунктах карты;
3) Обращайтесь к персоналу заведения, администрации с вопросами, когда заполнение определенного пункта нуждается в информации, которую может предоставить представитель персонала или администрации;
4) При обращении к персоналу, объясняйте цель мониторинга, подчеркивая его важность, объясняя, что мы имеем миссию помочь заведениям работать, основываясь на принципах прав человека.
5) Фотографируйте (по возможности) во время наблюдения. Особое внимание обращайте на детали, которые входят в карты наблюдения. ОБЯЗАТЕЛЬНО спросите разрешения на фотографирование, особенно, когда на фотографию могут попасть люди. Сфотографируйтесь сами у заведения;
6) Если Вам не хватает отведенного в карте места, используйте дополнительные листы бумаги, отмечая на них номер пункта, согласно которому Вы ведете наблюдения;
7) После посещения заведения закончите работу с картой, написав общие комментарии и впечатления, которые возникли в связи с визитом в школу, а также укажите, что и почему вызвало у вас особое внимание.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
1. Полное название заведения
УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ
2. Расстояние от ближайшего населенного пункта (км., Название населенного пункта)
3. Расстояние до областного центра (км., Название областного центра)
4. Расположение - окружение (здания, природа)
5. Каким видом транспорта можно добраться до заведения (описать все возможные варианты). Укажите время, затрачиваемое на проезд и стоимость проезда, согласно возможного варианта. Заметьте – существует ли регулярное сообщение между учреждением и населенным пунктом. Заметьте - каков расклад регулярного сообщения
6. Укажите количество помещений / зданий заведения, их назначение, наличие спортивного, игрового площадок, сада, огорода, фермерского хозяйства, земли (га) и т.д.
7. Дайте общее описание зданий, помещений, где находятся дети: техническое состояние (отличный, хороший, относительно хороший, плохой, аварийный и т.д.), общий вид (наличие ремонта, цвет, освещение), чистота, оснащение помещений
8. Сделайте описание зданий по такой схеме,
1) Назначение здания (например., Корпус спальный и для занятий, корпус только для игр и т.п.)
2) Количество детей, для которых предназначено здание
3) Возраст детей, для которых предназначено здание
4) Количество детей в палатах и количество палат
5) Количество игровых (учебных) комнат
6) Дорожки, ведущие к зданию, имеющие покрытие:
а) асфальтовое, б) земляное (песок), в) посыпанные щебнем, гравием, г) другое
7) Наличие на дорожках, ведущих к зданию, препятствующих элементов:
а) наличие ям, щелей или зазоров более 2 см., б) наличие бордюров выше 4 см., которые препятствуют перемещению, в) другое важное
8) Наличие пандуса при входе в здание и угол его наклона
9) Наличие перил
10) Ширина дверей при входе в здание (норма - не менее 85 см.)
11) Наличие и высота порогов при входе в здание (норма - не выше 2,5 см.)
12) Наличие порогов в самом здании и их высота
13) Ширина дверей в комнатах
14) Материал покрытия пола:
а) паркетная доска, б) линолеум, в) бетон, г) ковер, д) кафель, е) другое важное
15) Состояние пола: а) вздутое покрытия, б) наличие ям более 2 см., В) наличие проводки, коммуникаций, труб на проходе, г) наличие наклонов пола, д) другое важное
16) Наличие окон, количество, размеры
17) Вид отопления, его организация и состояние обеспеченности
18) Вид освещения, его организация, наличие во всех помещениях, достаточность имеющегося освещения
19) Общее описание оборудования мебели, характеристика мебели и их состояния
20) Другое, что является важным
Спальная комната или палаты
9. Укажите количество воспитанников, размещаются в одной палате или спальной комнате (предельные и средние показатели)
10. Опишите - как выглядит палата или спальное помещение (запах, количество дверей, стены, кровати, другое оборудование - какое именно)
11. Опишите ваши наблюдения о наличии игрушек у кроватей детей, которые в этом нуждаются
12. Заметьте - насколько часто в сутки меняется положение у лежачих воспитанников
13. Опишите - каким образом в палате (спальне) организовано «личное пространство»
14. Укажите - проживание воспитанников с разным полом организовано совместно или отдельно
Игровые комнаты
15. Укажите количество игровых комнат в заведении
16. Опишите обычную игровую комнату: мебелью оборудованы, что размещено на стенах, какова пол, есть ковер, которые существуют игрушки, которые еще средства или оборудования для игр существуют и т.п.
17. Заметьте - доступны ли игрушки воспитанникам и почему именно эти, каким образом организован доступ к игрушкам
18. Предоставьте информацию - существуют ли материалы для занятий прикладным искусством (бумага, ручки, карандаши, фломастеры, цветная бумага, пластилин, бисер, нитки, спицы, природные материалы, прочее)
19. Предоставьте информацию о наличии расписания занятий в игровых комнатах, видах занятий, периодических занятий
Туалет, ванная комната, душ
20. Опишите туалетные, ванные комнаты, душ: где они расположены, каково их количество, имеются ли перегородки в туалетных комнатах, если помещения не индивидуальные
21. Опишите помещения туалетной, ванной комнат, душа, опираясь на следующие критерии:
1). ширина дверей в туалет (норма 75-85 см.)
2).ширина дверей в ванную комнату (норма 75 - 85 см.)
3). наличие кабинок (есть, нет, индивидуальные комнаты)
4). наличие препятствий при подъезде к унитазу, если есть, то опишите - какие
5).наличие свободного пространства для разворота (норма - не менее D = 1,5 м.)
6). наличие унитазов и их количество
7). наличие поручней и их описание (откидные, стационарные, другое)
8). расстояние от середины унитаза к поручню (норма - 45-50 см.)
9). высота расположения умывальника (норма - от пола до крана - до 85 см.)
10). наличие дополнительных средств для принятия душа, ванны (лежаки, инвалидные коляски для душа, поручни, стульчики - унитазы и т.п.)
11). наличие горячей воды (обычно, по расписанию, каков график)
Другие условия
22. Опишите состояние обеспеченности детей (индивидуальными или такими, которые пользуются вместе) средствами гигиены (памперсы, зубные щетки, зубная паста, мыло, шампунь, туалетная бумага, прокладки, дезодорант, расчески, другие); какие гигиенические средства и в каком количестве расходуются на ребенка в сутки
23. Опишите наблюдения о наличии услуг по гигиене (чистка зубов, памперсы и их изменение, количество раз в день изменения памперсов, ногти, волосы); или принято использовать одноразовые предметы многократно; хватает ли памперсов
24. Опишите ваши наблюдения по уборке, чем обрабатывают постельное белье, как осуществляется проветривание
Помещения для приема пищи
25. Опишите помещения для приема пищи. Если кормление детей происходит не только в столовой, то укажите - где именно это происходит и как выглядит процесс приема пищи
26. Предоставьте информацию о режиме питания воспитанников
27. Предоставьте информацию о рациона питания воспитанников, разнообразие пищи, ее качество по вашим наблюдениям
28. Опишите технику питания воспитанников; каким образом осуществляется прием пищи (скорость, периодичность, отдельно или все вместе питаются воспитанники ...)
29. Укажите количество времени, затрачиваемого на питание одного ребенка
30. Укажите, какое количество времени тратится на то, чтобы накормить всех детей, которые закреплены за одной сотрудницей или одним работником, сколько детей закреплено за единицей персонала
Комнаты для обучения
31. Укажите количество учебных комнат в заведении
32. Сделайте описание учебной комнаты: мебелью оборудована, что находится на стенах, какова пол, которым свет в комнате, средства для обучения, оборудование имеющиеся в комнате и т.п.
33. Опишите ваши наблюдения по использованию в обучении и общении специальных средств коммуникации в случае необходимости (язык жестов, азбука Брайля, другие формы)
34. Обратите внимание и поделитесь информацией - существуют ли разработанные учебные программы для категорий детей, находящихся в учреждении, примеры таких программ; или такие программы индивидуальные для каждого, или для всех одинаковы; как учитываются индивидуальные особенности
35. Предоставьте информацию о наличии расписания занятий в учебных комнатах, видах занятий, периодичности занятий
36. Укажите, кто проводит учебные занятия
37. Заметьте - сколько продолжаются учебные занятия и как часто они проводятся
38. Опишите ваши наблюдения - учитывается состояние и развитие ребенка при проведении занятия
39. Укажите, какими учебными пособиями пользуются в заведении
40. Предоставьте информацию – имеет ли заведение библиотеку, какие книги в библиотеке (общая характеристика)
СПОРТИВНЫЕ КОМНАТЫ ДЛЯ занятий физкультурой
41. Укажите количество спортивных комнат в заведении
42. Опишите спортивную комнату: какое оборудование для занятий существует, которым ориентировочно является размер комнаты, какова пол, расположенного на стенах и т.п.
43. Если существует другое спортивное оборудование в учреждении (например .. на открытых площадках, в других комнатах, специальном помещении и т.п.), опишите - где оно расположено и какое именно это оборудование
Средства для контактов с внешним миром
44. Опишите - в заведении существует музыкальное оборудование, где оно расположено, что можно сказать по наблюдениям относительно его использования
45. Опишите транспорт для воспитанников, сотрудников, специальный транспорт для тех воспитанников, кто может передвигаться только на колясках; на сколько активно транспорт используется
46. Предоставьте информацию о существовании у воспитанников мобильных телефонов (у тех, кому состояние здоровья позволяет ими пользоваться) где хранятся мобильные телефоны; укажите - замечали вы кого-то из воспитанников - кто пользуется мобильным телефоном
47. Оснащение радиоприемниками, компьютерами и т.п .; укажите - где находится эта техника, как она используется
48. Опишите, какими техническими средствами, позволяющими поддерживать контакт с внешним миром, кроме указанного, оснащено заведение; укажите - насколько эти средства используются по назначению
49. Если ли специальное помещение для встреч - опишите его (размер, оборудование, количество комнат и т.п.)
50. Опишите наблюдения относительно других возможностей воспитанников в учреждении контактировать с гостями, родственниками
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)